Полузабытая история 70-летней давности может всплыть сейчас в российско-японских отношениях, которые в последнее время выглядели почти благостно на фоне конфликта Москвы с Западом. Власти в Токио намерены провести полный поиск захоронений соотечественников, погибших во время вступления Красной Армии на Южный Сахалин в августе 1945 года. Министерство здравоохранения Японии утверждает, что в ходе этой операции были убиты около четырех тысяч мирных жителей и примерно тысяча военнослужащих страны.
До сих пор комплексного тотального захоронений на острове вроде бы не велось. В Токио заявляют, что поначалу расположение могил и кладбищ предполагается выяснить на основе анализа оставшихся документов, опроса родственников и свидетелей событий августа 1945 года. Планируется, как утверждается, запросить помощь и у российских властей, однако с этим могут быть проблемы.
Дело в том, что японцы намерены в том числе искать и захоронения мирных жителей, погибших, как тут утверждают, при воздушном налете советской авиации на Южно-Сахалинск, который тогда назывался Тоёхара и был административным центром губернаторства Карафуто. По данным Токио, на месте могил жертв бомбардировки в советские времена была построена психиатрическая больница, и доступ на эту территорию ограничен. Японцев это не устраивает. Особый нюанс связан с тем, что бомбардировка столицы Сахалина была проведена, как заявляют в Токио, 22 августа 1945 года – т.е. спустя уже неделю после того, как император Японии объявил о капитуляции и приказал своим войскам прекратить спротивление и сдаваться. Утверждается, что японские парламентеры, направленные для обсуждения условий прекращения боевых действий в районе города Маока (ныне Холмск) на Сахалине, были убиты. В Токио уверяют также, что в советские времена значительное количество японских кладбищ на острове было разорено.
Разговор в подобной тональности, надо полагать, вряд ли понравится Москве и вызовет жесткий отпор, если в Токио станут настаивать на своей трактовке сахалинских событий августа 1945 года. Кстати, долгое время после войны в Японии вообще не признавали включения южной части острова в состав СССР. Там считали, что Токио получил эту территорию законно на основании Портсмутского мирного договора, положившего конец русско-японской войне 1904-05 гг. От прав на Южный Сахалин (как и на Курилы) Токио, правда, потом отказался по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, однако в нем не написано, в пользу какого государства это сделано.Впрочем, на волне сближения с Россией на стыке ХХ и ХХI веков правительство Японии решило о своей прежней позиции без шума забыть с учетом того, что Южный Сахалин был все же включен в состав страны путем войны. Воплощением подобного поворота в политике и фактического признания острова частью России стало учреждение в Южно-Сахалинске японского Генконсульства в 2001 году.
Токио, как известно, после начала украинской истории занимал по отношению к Москве куда более мягкую позицию, чем США или Евросоюз. Не будем даже говорить о символических санкциях. Главу Госдумы Сергея Нарышкина не впускают, допустим, в Финляндию, а в Токио с ним лично беседует премьер Синдзо Абэ. В последнее время зашел разговор о том, чтобы в самом конце августа провести много раз откладывавшуюся из-за санкций поездку главы японского МИД Кисиды в Москву. Ее главная цель – подготовка официального визита в Токио президента Путина, который должен был состояться еще в прошлом году, но тоже завис из-за Украины. Однако в последнее время в отношениях двух стран стали как-то накапливаться неприятные для Токио моменты, не имеющие, кстати, никакого отношения к Украине.
Дальневосточным соседям не понравился запрет на лов рыбы дрифтерными сетями в экономической зоне РФ. Это сомнительный и многими осуждаемый способ добычи, но им кормились рыбаки на крайнем северо-востоке Японии. Токио просил Москву учесть их интересы, но не был услышан. За превышение нормы вылова в июле была арестована японская шхуна с дрифтерными сетями – ее команда по-прежнему находится в заключении. Японцев насторожила поездка на южнокурильский остров Шикотан министра здравоохранения Вероники Сквороцовой – Токио официально выразил сожаление. Там с опасениями относятся и к намерению российского руководства начать выдачу земли на Дальнем Востоке всем желающим – в том числе и на Курилах. Не означает ли это, думают в Токио, усиления "россивизации" островов, которые Япония когда-то надеется себе вернуть?
Но главный конфликтный момент - намерение премьер-министра Дмитрия Медведева совершить новую поездку на Южные Курилы. Токио расценивает это как демонстративный жест, призванный показать: острова наши, никакого торга об их судьбе не будет. Правительство Японии официально просило отменить этот визит, однако такие демарши вряд ли дадут результат. Если поездка состоится, это неминуемо вызовет новый поток осуждения из Токио и ответные залпы из Москвы.
История с поисками могил жертв советской бомбардировки Южно-Сахалинска, конечно, вряд ли задумывалась как "ответ на Медведева". Однако в Токио, судя по всему, все больше недовольны тем, что Москва не хочет поощрить его за мягкость и фактическое неучастие в украинских санкциях. Не исключено, что наши островные соседи теперь готовы продемонстрировать свои обиды: уже несколько дней чиновники МИД в Токио говорят журналистам, что последняя череда событий не создает должной атмосферы для поездки в Москву министра иностранных дел Японии.
! Орфография и стилистика автора сохранены