На минувшей неделе на автора этих строк большое впечатление произвело продолжение изощренного издевательства властей над смертельно больным Василием Алексаняном. Среди других информационных поводов я также выделил для себя отказ европейских наблюдателей приехать на выборы в Россию и выступление президента на заседании Госсовета, прозвучавшее одновременно с выходом интернет-версии брошюры Бориса Немцова и Владимира Милова.

Однако авторы программы "Вести недели" ("Россия"), видимо, не согласились со мной. Самыми главными событиями они посчитали визит Владимира Путина в Ботлих, юбилей народного артиста Вячеслава Тихонова и аварию на энергосетях в Таджикистане. В результате этой аварии южная республика осталась без света и тепла.

Против того, что Вячеслав Тихонов является действительно народным и любимым всеми артистом, не поспоришь. Да и не нужно. Точно также не поспоришь с тем, что отсутствие тепла зимой всегда чревато серьезными неприятностями. Поэтому дружественным таджикам остается только посочувствовать. Правда, здесь настораживает один момент. Программа выходит все-таки на канале "Россия". Следовательно, было бы естественно ожидать на нем в первую очередь рассказа о происходящем в нашей стране. Между тем как раз в то время, когда диктор описывал страдания жителей Душанбе, в России, также в результате аварии, замерзал крупный город Улан-Удэ, кстати, столица субъекта Федерации. Но о российской драме в обзоре событий недели не было сказано вообще ни слова.

Возможно, это был банальный просчет выпускающего редактора. Но тогда его надо гнать в шею за непрофессионализм. Однако не исключено, что мы имеем дело с преднамеренным замалчиванием важного факта. Любопытно, чего испугались в данном случае телевизионщики? Близости места заключения Михаила Ходорковского? Или же просто не решились дать в эфир явный "негатив" на фоне победных реляций? Но тогда придется признать, что на телевидение окончательно возвращаются подзабытые времена тотальной "лакировки" действительности.

Между прочим, "Вести" неожиданно показали продолжительный по времени сюжет о предвыборной поездке Геннадия Зюганова по стране. Выяснилось даже, что в этой поездке лидера коммунистов сопровождает корреспондент официального государственного телеканала. После чего серьезный зритель должен был бы, по идее, окончательно потерять веру в сказочку об "оппозиционности" Геннадия Андреевича. Тем более, что упомянутый выше Василий Алексанян не удостоился от авторов программы вообще ни единого слова. Следовательно, главный российский коммунист оказался для осторожных журналистов "социально ближе", нежели смертельно больной узник.

Мысль о возвращении "лакировочной" стилистики вновь вернулась после просмотра "Воскресного Времени" (Первый канал). Правда, Петр Толстой оказался ближе к моему прогнозу, с которого мы начали этот рассказ. Главными событиями недели "глашатай кровавого режима" – как сам Толстой себя однажды назвал – посчитал вступление Путина на заседании Госсовета, отказ европейских наблюдателей приехать в Россию и все тот же вояж Геннадия Зюганова по стране.

Однако стилистика изложения новостей разительно отличалась от принятой на телевидении в начале двадцать первого века. Понять суть события за ворохом трескучих фраз и цветистых восхвалений было решительно невозможно. Случайно оказавшаяся рядом со мной у телеприемника пожилая женщина с досадой сказала, что такого лизоблюдства не позволяло себе даже советское радио в самые суровые сталинские времена.

Традиционно наряду с восхвалением вождей авторы и гости программы дружно проклинали "врагов отечества". Список общественных обвинителей Запада, наверное, можно даже не приводить – он неизменно повторяется из передачи в передачу. Персонажи, вроде Глеба Павловского или Валерия Фадеева, скороговоркой произносили заученные заклинания и быстро исчезали с экранов. После чего эстафету подхватывали коллеги с других каналов. Неизменной оставалась только цель – убедить зрителей в том, что у нас с Западом и его партнерами нет и не может быть ничего общего.

Иногда эти, с позволения сказать, доказательства звучали убого и даже просто смешно. Так, Сергей Брилев в "Пятой студии" ("Россия") на полном серьезе заявил, что сегодня "угроза энергетической безопасности исходит с Украины", и вообще о чем может идти речь, ежели "Украина, не дождавшись России, вступила в ВТО"? Даже в наше время нечасто приходится слышать такое откровенное проявление великодержавного чванства.

В программе "К барьеру!" (канал НТВ) речь вроде бы шла о вещах, далеких от противостояния культур. Журналист Михаил Подорожанский и актер Дмитрий Назаров спорили о правомерности ужесточения наказаний за нарушение правил дорожного движения.

Подорожанский утверждал, что это необходимо для повышения ответственности водителя на дороге. В ответ на это судьи ехидно заметили, что разговоры об ответственности и соблюдении законов были бы уместны где-нибудь в Швеции. В России же, дескать, надо мыслить другими категориями. Подразумевалось, что в нашей стране соблюдение законов необязательно и даже может свидетельствовать о тайном преклонении перед мерзким Западом.

Верхом антизападной вакханалии стало обсуждение печально известного фильма "Гибель империи. Византийский урок" в программе "Национальный интерес" ("Россия"). Оно превратилось в откровенное заигрывание с дьяволом беззакония и исторического беспамятства.

Специально ради такого случая фильм показали по телевидению еще раз. Мэтр отечественного кинематографа Никита Михалков произнес перед ним краткую вступительную речь. В ней он многозначительно заметил, что если произведение искусства вызывает резкую критику, стало быть, значение его весьма велико. Известный режиссер тонко намекнул, что критиковать такое серьезное творение могут только специфически настроенные граждане, с которыми нам "решительно не по пути".

Правда тех, с кем Михалкову было "не по пути", то есть простых зрителей, не принявших этот фальшивый фильм, оказалось неожиданно много. Поэтому гости, собравшиеся в студии у Дмитрия Киселева, обрушили весь свой праведный гнев именно на них. Дескать, зрители "не поняли", "не доросли до великого творения", проявили "поразительную наивность" и даже "политическую близорукость".

Историк Наталья Нарочницкая заявила, что Западная цивилизация хочет поработить весь мир и, несомненно, сделает это, "дай только волю либералам". Огорчил политолог Андраник Мигранян. До сих пор он обычно ограничивается "простым" передергиванием фактов. Но в субботу Мигранян пошел дальше и сказал откровенную неправду. Он сказал, что Запад, дескать, не терпит многообразия и потому отвергает или даже стремится уничтожить иные цивилизации. Опровергать этот нелепый и лживый тезис даже как-то неловко. Автор "шедевра" и духовник президента архимандрит Тихон завершил мысль коллег, сказав, что сегодня в России "либерализм стал инструментом подавления" инакомыслия.

Но проще и откровеннее всех выразился молодой "нашист" Дмитрий, имеющий, по его собственным словам, отношение к "изучению вопросов государственной безопасности". Юный отморозок предложил прекратить дальнейшее обсуждение как совершенно бессмысленное, поскольку, якобы, и так понятно, что профессор Юрий Афанасьев, радио "Эхо Москвы" и все остальные россияне, которым не понравился фильм, находятся на содержании западных спецслужб.

Вселяет надежду здесь только одно. Среди множества откликов на фильм в сети Интернет положительных оказалось всего несколько. Следовательно, приглашенные "эксперты" остались в явном меньшинстве. Поэтому их истерика и агрессивная ложь, которыми они надеялись ошарашить зрителей, оказались, по сути, адресованы лишь узкому кругу немногочисленных единомышленников.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter