Хочется попытаться глобально осмыслить нынешние стремительно развивающиеся события (пытаться осмыслять их локально пока бессмысленно, ибо все меняется буквально каждый день). И здесь, разумеется, не приходит ничего в голову, помимо "реванша национального государства".

Мы долго слышали о том, будто национальные государства уходят со сцены истории. Их заменяют безличные международные институты и крупные региональные объединения вроде "Европейского Союза". Мир становится глобальным и постиндустриальным. Информационная эпоха, истончившиеся границы, все дела. Можно ожидать, что и родившиеся в далеком 19-ом веке бюрократические динозавры, с их идеей национального суверенитета, постепенно утратят свою власть.

Мне подобные разговоры всегда казались несколько преждевременными: хоронить нацгосударство принялись заранее, до того, как выросло нечто способное его заменить. ООН по большей части может лишь выражать озабоченность. ЕС занимается регулированием крышечек от бутылок и определением того, сколько яиц дозволено нести курицам. Трудно представить, что настолько недееспособные структуры вдруг начнут управлять миром.

И вот, пожалуйста - мы снова приземлились в мире, где главенствует риторика национального суверенитета и национальных интересов. America great again, America first и т.д.

В Европе популярность набирают аналогичные настроения. Почему мы должны вкладываться в распространение каких-то ценностей по миру? Зачем нам помогать туземцам на другом конце планеты? А нам с этого что? У нас свои национальные интересы. Почему мы должны верить в какие-то абстрактные права человека, когда у нас просто есть наши граждане и все те, кто ими не является? Задача политиков - не кроить большой мир, а удовлетворять желания большинства избирателей.

Мы много ругали международную бюрократию и в основном за дело. Но теперь можно задуматься: а что принесет возрождение национального государства? Ведь национальное государство - это весьма неприятная штука, если дать ей как следует разгуляться.

Всю либеральную и либертарианскую политическая философия можно свести к попыткам хоть как-то обломать рога этому монстру, урезав его власть в пользу локальных сообществ, религиозных групп, свободных ассоциаций и тому подобного.

Нацгосударство - это войны формата 50 млн. на 50 млн., с мобилизацией и нагнетанием массовой истерии в тылу. Нацгосударство - это сконструированная и навязанная сверху идентичность, откуда (в отличии, скажем, от идентичности религиозной) невозможно выписаться, не получив при этом клейма предателя. Нацгосударство - это "казенный патриотизм", стремящийся подменить собой подлинные человеческие связи (с семьей, местным сообществом, религиозной группой и т.д.).

И пресловутые "национальные интересы", которые в конечном итоге являются такой же фикцией, как и "интересы международного сообщества".

Ведь невозможно представить, чтобы миллионы людей желали одного и того же, без того, чтобы кого-то при этом не ломали с хрустом об колено.

Предполагаю, что в грядущие годы будет немало возможностей понять, что несбывшаяся "постиндустриальная" мечта и триумфально возвращающиеся идеалы модерна - это выбор примерно, как между двумя стульями из знаменитой загадки.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены