В московском храме Христа Спасителя проведён съезд "Союза русского народа “Царьград”". Организация призвана унаследовать всё худшее в черносотенном движении дореволюционной России. Идеологическое мракобесие, холуйская агрессия, прислуживание чиновным хозяевам. Название отсылает к имперским грёзам о Константинополе и к шовинистической организации доктора Дубровина. Упёртый царист на предрасстрельном чекистском допросе представился монархо-коммунистом. Могут повторить. Уже повторяют.
Но за тогдашним Союзом русского народа даже Ленин признавал "глубинный демократизм". Черносотенцы начала XX века были по-своему социальны, способны обращаться к массам. Без особого успеха, но хотя бы пытались. "Царьград" теперешнего извода далёк от таких умений. Вполне олигархическую контору возглавляет IT-миллиардер Константин Малофеев.
Акционер государственного "Ростелекома", владелец медиа-группы "Царьград", последние полтора месяца – муж путинской уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой, которая уже вошла в историю международным ордером на арест вместе со своим шефом Путиным. Малофеев давно известен замшело-монархическими взглядами, агрессивным антизападничеством, системно поставленным доносительством, идеологической и финансовой накачкой войны против Украины. Его позиции, равно как идеи "Царьграда", часто называют русско-националистическими и ультраправыми. Но это ошибка.
Русский национализм непримиримо враждебен имперской государственности. В наиболее чёткой версии эту идеологию олицетворяет Русский добровольческий корпус. Да и ультраправое движение основано на национал-романтизме и социальной динамике. В духе Команданте Стефано и русских боевиков-солидаристов.
А что "Царьград"? Жалостливо-обидчивый культ серой скуки, управдомное бегство от "тлетворного влияния Запада", шестерение перед бюрократией, слащавые восхваления лично Владимира Владимировича… Насмешливое презрение – естественная реакция ультраправого националиста на подобный отстой. Русского в том числе.
Власть, разумеется, благоволит "Царьграду". Эту связь олицетворяет Александр Бельский, председатель петербургского Заксобрания. Превративший Мариинский дворец в регулярную трибуну Александра Дугина с его духоскрепным дурдомом.
Выступил Бельский и на "царьградском" съезде в ХХС. Много говорил об эмигрантах из России и мигрантах в Россию. К первым он снисходителен: "Они тоже любят родину, просто любят извращённо". Ко вторым насторожен: "Селятся анклавами, несут другую культуру". Сразу видно, кого держат за ничто, а в ком видят опасность. Не зря председатель СК усмотрел в мигрантах один из генераторов "экстремизма". И вот, "Царьград" торопится на помощь генералу Бастрыкину. Сообразно поэтичному образу: "Для чего я нужен и кому".
"Основная задача наша – спасти себя", – провозглашает Бельский. В том же ключе выдержано программное выступление Малофеева. Спасаться собираются через войну. С Западом, с "режимом Зеленского", с мигрантами, с голливудскими фильмами… со всем миром во всём мире. Ибо для них угрозу несёт жизнь как таковая.
Они много говорят о христианстве. Объявляют себя миссионерами. Малофеев в программной речи дошёл до Палестины – даже не нынешней, а римско-имперской. (Любопытно, что империя им хороша любая, хоть даже западная латинская.) Всуе произносят имя Христа. "Жить по заповедям", – взывает тот же Бельский. Правда, не уточняет, по каким. Христианство с его гуманизмом и свободой воли, в том числе православное христианство – противостоит античеловеческому холуйству госцерковной иерархии РФ. Православным христианином был Микола Коханивский – командир Буревий, погибший под Волчанском.
"Царьград" это не "пробуждённый русский народ", как выкрикивал то Малофеев – на смех этому самому народу. Не нация. Не православие. "Царьград" – это идеология страха за властный комфорт бездарности. И не суть, под "правой" ли балалайкой, как у Малофеева, или под "левой", как у Прилепина. Союз царя и системы "Град": мракобесие, оберегаемое насилием.
"Спасти себя" – велика цель, ничего не скажешь. "Вы панике не поддавайтесь, спасайтесь организованно!" – звучало в шестидесятнической комедии про товарища Огурцова, тоже очень духовного чиновника. Не спаслись.
Теперь тот же духоподъёмный лозунг гремит над пробуждённым "Царьградом". Впору где-то и пожалеть. Но не стоит. Опыт разборки с такого рода силами история и современность имеют. "Так хотел он, его вина".
! Орфография и стилистика автора сохранены