Евгения Беркович, Светлана Петрийчук. Фото: Газета.ру, t.me/ksonin
  • 05-05-2023 (09:42)

Театр политических репрессий

Блогосфера о деле против режиссера Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук

update: 05-05-2023 (18:59)

СК РФ возбудил уголовное дело в отношении театрального режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук. Они находятся в статусе подозреваемых по статье об "оправдании терроризма" из-за спектакля "Финист Ясный Сокол", который еще в 2020 году получил премию на конкурсе "Золотая Маска". Меру пресечения для Беркович и Петрийчук изберут 5 мая в 14:00 в Замоскворецком суде Москвы.

Телеграм-канал "Медиазона":

"Режиссерке Жене Беркович и сценаристке Светлане Петрийчук предъявили обвинение в "оправдании терроризма" из-за их спектакля "Финист Ясный Сокол". Они обе на допросе не признали вину. Сейчас их должны отвезти на ночь в ИВС до заседания по мере пресечения.

По словам адвокатов, дело возбудили по результатам некой проверки от 10 января 2023 года. С ее материалами защитникам не дали ознакомиться. СК также получил "заключение специалистов" по поводу текста пьесы, которые нашли в ней "признаки оправдания терроризма".

По теме
НОВОСТИ

Татьяна Фельгенгауэр:

"Что известно на данный момент:

— Из-за спектакля "Финист Ясный Сокол", который ставят в Москве, возбудили уголовное дело по статье об оправдании терроризма.
— Документальная пьеса рассказывает "о женщинах, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию".
— Утром прошел обыск в петербургской квартире родителей и бабушки режиссера спектакля Евгении Беркович. Ее саму привезли на допрос в московский СК и задержали в статусе подозреваемой. Беркович защищает адвокат от ОВД-Инфо Юлия Трегубова.
— Автора пьесы Светлану Петрийчук на допрос доставили из аэропорта. Ее защищает адвокат от ОВД-Инфо Юлия Кузнецова".

Кирилл Шулика:

"Меру пресечения Жене Беркович и Светлане Петрийчук изберут сегодня в 14:00 в Замоскворецком суде Москвы".

Алина Витухновская:

"Атака на Беркович — это направленные репрессии. Уже не точечные, но еще не массовые. Здесь имеет место вполне "театральный" расчет, что данное преследование определенным образом возбудит некоторую прослойку.

Что, в свою очередь, даст воздействие на ее ЦА — в виде паники, страха, деморализации, подобное эффекту домино. Такой способ производить масштабный политический террор, не прибегая к услугам огромного аппарата подавления.
Евгении Беркович — сил и свободы!"

Дмитрий Колезев:

"Спектакль рассказывает о женщинах, которые знакомились с адептами радикального ислама и выходили за них замуж, чтобы уехать к ним в Сирию. Вот как Светлана Петрийчук рассказывала об этом спектакле:

"Финист Ясный Сокол" — история о том, как далеко можно зайти в своих поисках "настоящей любви". В том числе, в буквальном смысле — так же, как Марьюшка из сказки, несколько героинь спектакля отправляются на другой конец света за своим "суженым", иногда даже не встретившись с ним ни разу вживую. Конечно, кончаются такие истории совсем не свадьбой. Однако мы попытались сойти с позиции осуждения, с точки "самавиновата" и исследовать этот архетипичный сюжет, убеждение, что только выстраданное является чем-то настоящим. А еще поговорить о том, почему мы испытываем кризис убеждений, идейный вакуум, и что именно заставляет нас искать какую-то силу, которой можно принадлежать".

Екатерина Винокурова:

"Не понимаю это дело с точки зрения банального здравого смысла.

Есть исследования психологии преступлений, механизмов вербовки, и они нужны в том числе обывателям, чтобы понять, где включать красные лампочки.

Вербовка таких вот ищущих любовь женщин — это действительно важный и опасный феномен, и такого рода работы выполняют скорее функцию предупреждения.

Для меня очевидно, что чем больше таких работ — тем выше шанс, что у очередной Треповой может успеть включиться мозг.

Как говорить на тему терроризма? Преступности?"

Дмитрий Гудков:

"Если вы читали новости, то уже знаете, если нет — узнайте. Следственный комитет тоже посмотрел спектакль. Лучшему драматургу — Светлане Петрийчук — и режиссеру Жене Беркович оформлено одно дело на двоих. Об оправдании терроризма.

За спектакль.

Возможно, потому что Женя Беркович пишет антивоенные стихи. А возможно — и просто потому, что путинскому режиму все честное и талантливое органически претит. И не брезгуют этим режимом только исписавшиеся михалковы, лукьяненко и прилепины.

Ведь от сталинского времени до нас не дошло практически ни одной официально одобренной книги. Выжженное поле вместо искусства. Кое-где остались монструозные руины кинематографа — и все.

Это особенность тоталитарных режимов: им чуждо искусство. Потому что настоящее искусство — это всегда человек. А тоталитаризм — это его уничтожение.

И логично, и страшно, что путинский режим взялся за художников. Уже не по экономическим предлогам, как когда-то за Кирилла Серебренникова, а по самой настоящей политике.

Путин, возможно, не решится на применение ядерного оружия. Но уничтожить Россию он попытается все равно, раз уж Украина ему не далась. А как уничтожить не просто страну, а народ? — Лишить его культуры. Уничтожить творцов.

Вот это сейчас и происходит. Иноагенты-музыканты, писатели и журналисты были первой ласточкой. А теперь — терминальная стадия".

Вера Афанасьева:

"Вот бабушка и есть главарь этой банды, ясное дело!"

Уголовное дело об оправдании терроризма возбуждено против режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук за спектакль "Финист Ясный Сокол", который ставится с 2020 года и получил две "Золотые маски".

Проводится обыск у 88-летней бабушки Беркович — замечательной писательницы Нины Катерли.

Кстати, Нина Катерли — автор гениального рассказа "Старушка не спеша". Если не читали — прочитайте непременно".

Екатерина Шульман:

"Обращает на себя внимание скоординированность и размах: два города, пришли сразу ко всей семье и, видимо, к другим участникам постановки. Характерным признаком является то, что за некоторое время до старта активных следственных действий вокруг намеченного объекта начинает как будто само собой что-то происходить. Прямо-таки цепь необъяснимых случайностей: то одно, то другое, внешне не связанное. Дорогие бесценные сограждане, недавно я призывала вас писать дневники для истории. Повторю и совет, данный мне одним из лучших наших правозащитников: записывайте для себя, что вокруг вас творится, и регулярно перечитывайте. Констелляция внезапных странностей в вашей жизни должна вас насторожить.

Заметив странное, ни в коем случае не разговаривайте с провокаторами: вы же не даете интервью съемочным группам НТВ или РЕН-ТВ, которые приезжают на обыски или перед обысками? Вот эти ваши говорливые общественники, беспричинно возникающие ниоткуда, — те же нтвшники. Но провокаторы могут быть полезны в качестве сигнальных маячков: они знают от своих кураторов, что готовится или уже открыто уголовное дело, и, частью в рамках задания, частью из природного темперамента, не могут удержаться от того, чтоб не покуражиться над будущей жертвой. Пример из другой части политического спектра: недели три назад ФСБ проводило большой рейд по антивоенным националистам (кстати, тоже оправдание терроризма там было). А за несколько дней до этого к автору небольшого телеграм-канала этого направления приходит один громкий публичный деятель (не будем показывать пальцем — живет за границей, большой патриот, защитник прав гендерно угнетенных) и говорит: неправильное ты пишешь, извиняйся передо мной и Евгением Викторовичем (при чем он тут — неведомо, но звучит сурьёзно), а иначе вот фоточки и скрины, мы всё про тебя знаем. Автор подумал-подумал, да и съехал с места регистрации (в этой среде люди в целом попроще и не тратят времени на размышления, нет ли в этих словах какой сермяжной правды, и не виноваты ли они в самом деле перед Евгением Викторовичем коллективно или индивидуально, ситуационно или исторически). А через короткое время к нему сотоварищи массово пришло ФСБ — только его уже на месте не было, вот незадача.

Таким образом, то, что вы можете воспринимать как угрозу, является на самом деле сигналом об угрозе и дает вам некоторый запас времени.

Помните, что те, кого спецслужбы и/или правоохранительные органы используют в качестве инструментария, почти всегда люди психически нестабильные и плохо себя контролирующие (может, родились такие, может, в процессе привлечения и использования поломались). Им свойственно специфическое сочетание спонтанности и расчета, часто противоречащих друг другу. Это надо знать и применять себе на пользу.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ (НАИМЕНОВАНИЕ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ ОТЧЕСТВО (ПРИ НАЛИЧИИ), СОДЕРЖАЩАЯСЯ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ) ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА (НАИМЕНОВАНИЕ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО (ПРИ НАЛИЧИИ), СОДЕРЖАЩАЯСЯ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ)".

Андрей Десницкий:

"И да, все, кто писал гадости о Жене Беркович в последние дни, сегодня оказались подручными Бастрыкина.
Вам с этим жить".

Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":

"Я не знаю, кто и какие именно гадости писал в последнее время про Женю Беркович. Говорят, кто-то из "прогрЭссивной обЧественности", любителей "белых польт" и "товарищеских (если иметь в виду выражение "стая товарищей") судов" в соцсетях. Видимо, мой телеграм от них хорошо вычищен.
Но сейчас я вижу нечто совершенно иное. Люди очень-очень разных убеждений — и либеральных, и далеких от либеральных, — пишут примерно одно. Разными словами, но суть все та же: свободу Жене и Светлане, закройте уголовное дело, нет преследованиям инкомыслия!
У нас точно-точно общество больно, как утверждают "белые польта"? Что-то больное в этой истории определенно есть — но это определенно не общество".

Он же:

"И еще. Я ничего не утверждаю, просто набор фактов и вопросов.
Раз. Конкурс "Золотая маска" считается едва ли не главным театральным конкурсом страны.
Два. А что там с финансированием конкурса? Оно богатое — или как?
Три. Что станет с конкурсом в случае осуждения за спектакль "Финист Ясный Сокол"?
Четыре. Вряд ли конкурс прекратит свое существование, но вот кто им станет тогда рулить?
Пять. Заявление на спектакль было написано еще в 2021-м, до 2023-го ему хода не давали. Что случилось сейчас?
Шесть. Как пишут (сам я, повторяю, этого не читал), Женю Беркович хейтили в последнее время "прогрессивные", хотя заявление было написано НОДовцами. Что же до "прогрессивных", среди них могут быть люди, не чуждые околотеатральных подводных течений.
А выводы пусть делают или не делают желающие".

Дарья Насонова:

"Подписала Открытое письмо в поддержку режиссерки Евгении Беркович и авторки сценария пьесы "Финист — Ясный сокол" Светланы Петрийчук.

"Государству стыдно терроризировать женщин".

Надежда Кеворкова:

"Спектакль — лауреат "Золотой маски" 2022 года в двух номинациях — за пьесу и за костюмы.
Обеим шьют оправдание терроризма (!)
То есть протокол допроса, прочитанный со сцены, — это оправдание терроризма.
Кучеряво.

У матери известного ученого Елены Эфрос (!) и бабушки (!) поэта Евгении Беркович обыски (!), изъяли компьютеры.
У бабушки.
Ей 88 лет (!)

Не знала об этом спектакле вообще ничего.
Теперь весь мир узнает".

Телеграм-канал "SOTA":

"Донос на спектакль "Финист Ясный Сокол" был написан еще 2 года назад, в мае 2021 года, членами НОДа, выяснила "Черта".

В статье на сайте "Национальный курс" за авторством С. Щенникова и В. Туника они писали, в частности, о том, что в пьесе "о Православии говорится исключительно в негативном ключе. Одна из актрис рассказывает о том, что регент церковного хора входил в сексуальные отношения с подругой героини Марьюшки во время паломнической поездки в Крым. Впоследствии вся Православная паломническая группа узнала о произошедшем и отнеслась к этому спокойно, как к православной норме.

Авторы спектакля намеренно вводят не сведущего зрителя в заблуждение о целях православных паломнических поездок и о этических нормах в Православии, тем самым вызывая вражду и ненависть по религиозному признаку".

В итоге авторы доноса призывали "правоохранительные органы обратить внимание" на спектакль как "инструмент информационной войны против безопасности России".

Напомним, "Финист Ясный Сокол" — спектакль, посвященный рассказу о россиянках, добровольно уезжающих к своим женихам-боевикам ИГИЛ в Сирию. Текст пьесы основан на документах из судов над этими женщинами.

Сегодня режиссер спектакля Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук были задержаны по делу об "оправдании терроризма". При этом спектакль — лауреат двух премий "Золотая маска", за лучшую драматургию и костюмы.

НОД — Национально-освободительное движение — маргинальная группировка, контролируемая депутатом Госдумы Евгением Федоровым. Ее члены верят в конспирологическую теорию о прекрасном президенте Путине, который борется со своим коррумпированным Западом окружением за величие России".

Галина Юзефович:

"Посреди общего беспросветного мрака мрак ещё более плотный и осязаемый. Все эти месяцы безусловно восхищалась тем, что и как делает Женя Беркович, и то, что с ней сейчас происходит - позор, ужас и катастрофа. Любые восклицания в данном случае выглядят одновременно избыточно и наивно, но вообще-то руки прочь, немедленно.

В 1905 году великая княгиня Елизавета Фëдоровна навестила в тюрьме эсера Ивана Каляева, убившего её мужа, великого князя Сергея Александровича. А на следующий день она подала на высочайшее имя прошение о его помиловании (не помогло - Каляева всё равно повесили). Сегодня Елизавета Федоровна села бы на десять лет за оправдание терроризма".

Константин Сонин:

"Невольно думаешь, что поэт не может стать жертвой насилия — потому что волшебное слово её защищает. А потом я вспоминаю, что волшебные слова не защитили ни Марину Цветаеву, ни Осипа Мандельштама, ни Паоло Яшвили, ни Василя Стуса. Имена всей той нечисти — от сталинских министров до последних следователей-охранников-вахтеров — уже давно забыты, а стихи Цветаевой и Мандельштама живут и будут жить вечно. Но их самих это не защитило, нет.

Так и со стихами и судьбой Евгении Беркович. Поэты из прошлого всегда кажутся больше, чем современники, но разве её стихи хоть сколько-то меньше?"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 22-12-2024 (10:47)

Лев Владимиров: Интеллигенция в провинции – добровольно вымирающий вид.