Канал "Царьград" провел опрос, целью которого было выяснение уровня поддержки спецоперации и ее возможных итогов. Понятно, что "Царьград" - это ультрарадикальный ресурс сторонников максимально жесткого сценария, а потому считать этот опрос беспристрастным не приходится. И дело даже не в подозрениях о подтасовке результатов, а в правиле "эффекта экспериментатора" (иначе experimental demand effect), которое утверждает, что любой испытуемый в ходе социальных экспериментов "подстраивается" под ожидания интервьюера (причем как "про-", так и "контра-" этих ожиданий), а потому валидность (иначе - годность) подобных экспериментов есть всегда величина, содержащая ошибку.

Но так или иначе, любой результат — это уже результат. И он выглядит весьма любопытным.

"Царьград" утверждает о безусловной поддержке опрошенных самой идеи спецоперации, называя число поддержавших в 51 процент. Не поддержали ее почти 36 процентов.

Казалось бы - о чем тут спорить? Однако такой результат выглядит, мягко говоря, обескураживающим. Несмотря на мощнейший пресс пропаганды, сопровождаемый прямым террором в отношении сомневающихся, 36 процентов не согласных с СВО — это невероятно огромное число.

Практически такое же соотношение и по вопросу о присоединении новых территорий: 56 против 32 процентов. Точно такое же соотношение и по вопросу о перемирии: 53 против 36.

Можно сказать, что существует устойчивая треть населения, не вписывающаяся ни в какие рамки заявленного властями единодушного одобрения и поддержки. И теперь вопрос — а что произойдет, если вдруг сегодня телевизор перестанет сеять ненависть и человеконенавистнические идеи, а полиция займется своими непосредственными обязанностями — поиском и выловом криминала вместо арестов инакомыслящих?

Возникает предположение, что волшебным образом соотношение изменится на обратное, и уже меньшинство станет поддерживать то, что сегодня поддерживает большинство. Просто потому, что значительная часть людей банально боится, а также не загружает себя излишней информацией, действуя по принципу "У начальства голова большая".

В этом плане исследование "Царьграда" выглядит шокирующе наглядным опровержением тем выводам, которые следуют из прямого прочтения этих результатов. Всегда важен контекст, иначе - та среда, в котором проводится социальный эксперимент. И если рассматривать приведенные данные именно в текущем контексте, выглядят они весьма и весьма любопытно.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены