И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
3а гранью дружеских штыков.
(М.Ю. Лермонтов, "Мцыри", 1839)
Задачу защиты Грузии (царств Картли-Кахетии и Имеретии) от чьей-то агрессии в XVIII — начале XIX веков никакой русский император и никакая российская императрица перед собой не ставили. Потому российские учебники истории, говорящие обратное, попросту врут. По отношению к Центральному Кавказу, где расположена Грузия, в Санкт-Петербурге господствовали две в равной мере утопические внешнеполитические доктрины.
Первая русская попытка захвата Индии
Первая утопическая доктрина гласила, что эта территория есть транзитная зона, зона запасной дороги в Персию, покорив которую царская Россия выйдет к Индии. Другими словами: стратегическая цель России — захват Индии. Тактические задачи: захват Кавказа и Персии. При этом основная дорога на Персию — прибрежная, западнокаспийская через Дербент и Баку, а запасная — старая дорога через перевалы главного кавказского хребта, которая была известна с глубокой древности и которая в российской литературе именуется Военно-Грузинской дорогой. Однако она неудобна, ибо, чтобы пройти по ней в то время, надо миновать тогда независимые и недоброжелательные к России ногайские степи и Большую Кабарду.
Само же завоевание Индии — маниакально глупая цель, которую российское правительство с завидным упорством пыталось достичь и при Петре I, и при Екатерине II, и при Александре I, а главное — при Николае I. Пётр Великий сразу после окончания Северной войны в 1722 году пошёл войной на ослабленную вторжением афганцев Персию, с лёгкостью захватил западное побережье Каспия и его южное побережье (Мазендеран), потом понял, что до Индии ему не дойти, тем более что разбитые афганцами персы признали себя вассалами турок, а с турецкой армией Пётр воевать боялся (помнил о неудаче Прутского похода). Короче говоря, Пётр I прекратил свою индийскую авантюру.
В 1727 году русские из Персии ушли, персы восстановили свой суверенитет и заключили в 1732 году с Россией Рештский союзный договор. Русские срыли в 1735 году основанную в 1722 году крепость Святого Креста на реке Сулак, перевалочный армейский пункт в Персию.
Первая русская попытка возрождения Византии
С этого момента Россия начала воплощать другую, не менее утопическую внешнеполитическую доктрину — восстановления Византийской империи, то есть разгрома Турции. В рамках этой доктрины Грузия превращалась уже не во вспомогательную зону, а в стратегически важную зону, через которую можно нанести удар в тыл турецкой империи. Установление контроля над ней стало важной стратегической задачей России. При этом у России с турками был подписан в 1724 году трактат о границе, но царская Россия традиционно плевала на какие-то трактаты!
Итак, ради мифического восстановления Византии россияне в союзе с персами и австрийцами в 1734–1735 годах атаковали Османскую империю. Персы атаковали турок более удачно, османы сдали персам Дагестан и ушли из Грузии. Россия же и австрийцы потерпели неудачу. Россия захватила только Азов, ибо против нее воевал "генерал Чума". Боевые потери русской армии в войне с Турцией 1735–1739 годов составили около 20 тысяч человек, а санитарные — более 100 тысяч. После такого фиаско Россия на четверть века забыла про Кавказ.
Вспомнила о Кавказе императрица Екатерина Великая сразу после своего восшествия на престол. Пользуясь тем, что князь Малой Кабарды принял православие и перешёл в русское подданство (за хорошие деньги), Екатерина повелела построить в 1763 году на территории Малой Кабарды крепость Моздок и создать моздокское казачество в основном из кабардинцев-христиан. Это была тогда самая восточная крепость на южной границе России. А через пять лет царица начала войну с Османской империей и приказала корпусу генерала Готлиба Тотлебена атаковать турок на Кавказе и поддержать войска Картли-Кахетинского царя Ираклия II, тоже объявившего войну Турции. Но кавказский фронт не был основным театром военных действий во время этой войны, да и сам Тотлебен не горел желанием помогать грузинскому царю. Он действовал автономно, сначала попытался двинуться на Кутаиси и Поти, немного пограбил Тбилиси и был отозван. Снабжать корпус Тотлебена русским было сложно, грузы шли через Моздок, через ногайские степи, а это не нравилось ни ногайцам, ни кабардинцам. Последнее Екатерина учла и со свойственной ей жестокостью после окончания русско-турецкой войны в 1774 году и после подавления восстания Пугачёва в 1775 году решила уничтожать эти народы.
Уничтожение ногайцев и кабардинцев
Опорой для геноцида стали возведённые за один год, в 1777 году, 8 крепостей Азово-Моздокской укреплённой линии (позже построили ещё 3) и модернизированные 3 крепости "старой линии" (ещё генуэзские и турецкие крепости, оставленные турками России по условиям Кучук-Кайнарджийского мира 1774 года). Крепости "старой линии" в 1793 году были дополнены укреплёнными постами Черноморской кордонной линии, куда переселили лояльных Екатерине запорожцев, ставших основой черноморского казачьего войска. Они были призваны контролировать западные объединения адыгов и шапсугов. Крепости Азово-Моздокской линии стали опорой для жутких репрессий против ногайцев и кабардинцев. Первый удар был нанесён по Кабарде в 1778 году. Потом в 1781 году ногайцам было предписано выселиться за Урал. Те, естественно, отказались, ибо даже не были подданными Екатерины. И по ним был нанесён суворовский карательный удар. С 1781 по 1783 год, во время так называемого "подавления ногайского мятежа" войсками под командованием генерала и национального героя России Александра Суворова было уничтожено огромное число ногайцев. Почти полностью была уничтожена Едичкульская орда и серьёзно потрёпаны Касаевская и Наврузская ногайские орды. Ногайцы не были переселены за Урал, но со своих мест на Северном Кавказе были изгнаны — частично в прикаспийские степи, частично в Турцию. Потом, в 1794 году опять был нанесён удар по Кабарде, его повторили уже без приказа царицы Екатерины в 1804 году, потом в 1810-м, потом в 1822-м. По некоторым оценкам, до 90% кабардинцев в ходе этих войн были уничтожены и согнаны со своих мест. Дорога на Грузию стала "свободной".
Георгиевский трактат
Пользуясь разногласиями внутри правящей в Картли-Кахетинском царстве династии Багратиони, а также манипулируя угрозой царству со стороны Турции и Персии, дипломаты Екатерины II смогли навязать царю Ираклию II договор о защите, протекторате России над Картли-Кахетией. Этот договор был подписан в одной из крепостей Азово-Моздокской линии, в Георгиевской крепости, в 1783 году и получил название Георгиевский трактат. По этому договору русские войска входили на территорию грузинского царства для его защиты. С целью обеспечения войск и контроля стратегически важного Дарьяльского ущелья в 1784 году была построена крепость Владикавказ.
Откровенно говоря, ни одна из сторон не собиралась соблюдать Георгиевский трактат. Русские готовились к захвату Картли-Кахетии, и грузины это знали, а потому в 1787 году в одностороннем порядке денонсировали Георгиевский трактат и подписали договор с Турцией. Россия сделала вид, что не заметила этого договора.
Окончательное присоединение Грузии
В 1787–1792 годах грянула вторая русско-турецкая война. Османы её проиграли и по условиям Ясского мира отказались от своих претензий на Грузию. Россия, опираясь на Георгиевский трактат, который никто, кроме неё, на тот момент не признавал, в 1799 году ввела в Картли-Кахетию корпус генерала Ивана Лазарева. Одновременно для обеспечения военной логистики русскими войсками была модернизирована Военно-Грузинская дорога, взяты под жёсткий контроль поселения вдоль дороги: Бахта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Пасанаури, Ананур и древняя столица Грузии Мцхета.
Иван Лазарев стал выполнять функции правителя Картли-Кахетии. Ненадолго, ибо вскоре был убит.
Но это не остановило Россию. В регион были брошены дополнительные силы под командованием генерала Карла Кнорринга, и в ноябре 1800 года царь Георгий XII вынужден был перейти в подданство России. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был опубликован манифест императора Павла I о присоединении Грузии к России, который был оглашён новым подданным 17 февраля того же года.
Для предотвращения возможных волнений в Грузию были переброшены войска генерала Павла Цицианова, которые дополнительно взяли под контроль в 1801 году поселение на военно-грузинской дороге Млеты, а в 1803 году там же Душет.
В 1802 году 12 апреля генерал Кнорринг низложил царевича-наследника Картли-Кахетинского царства Давида и арестовал царицу-мать Марию. Они были отправлены в Петербург как "очень-очень почётные" пленники. В 1803 году был установлен протекторат России над Мегрелией. Там обошлось без арестов, ибо её владетель Григор Дадиани за деньги и титул принял российское подданство и позволил ввести на свою территорию русские войска.
В 1804 году Россия навязала соседнему с Картли-Кахетией грузинскому царю Имеретинского царства Соломону II Элазнаурский договор, согласно которому над этим царством был тоже установлен российский протекторат. Этот договор Россия тоже соблюдать не желала и в 1810 году низложила царя Соломона, присоединив Имеретию к империи.
Последней потеряла суверенитет грузинская церковь, которая в 1811 году была подчинена Святейшему Синоду.
Грузия полностью оказалась "за гранью дружеских штыков".