Я долго и малодушно оттягивал прослушивание нобелевской речи Дмитрия Муратова. Откровенно боялся, что она мне не понравится. Потому что прекрасно понимал, что мы с ним принадлежим к разным частям Сопротивления. Между которыми существует масса принципиальных расхождений. И чисто тактических, и мировоззренческих.

И вот теперь я могу, наконец, сказать почти что "с чувством глубокого удовлетворения": у меня нет претензий к нобелевской речи Дмитрия Муратова. В ней нет того, чего я опасался. Нет ничего конформистского и соглашательского. Она не беззубая, как посчитали некоторые.

И дело не только в том, что блестящая форма и высокий эмоциональный накал делает эту речь мощнейшим снарядом, выпущенным в путинизм. Муратов четко, бескомпромиссно и системно обозначил контуры глобального противостояния в современном мире. Противостояния между правами человека, свободой мысли и ее выражения с одной стороны и контратакующей тиранией с другой стороны. Поэтому я не стал бы говорить, что выбор Муратова – делать добро в рамках системы, а не бороться с системой.

Расхождения между радикальным и умеренным крылом Сопротивления никуда не делись и не денутся. Я, в отличие от Муратова – отъявленный "ястреб". Но если в Сопротивлении будут только такие "ястребы", будет беда. Радикальное крыло Сопротивления хорошо постольку, поскольку оно это понимает. Понимает собственные пределы и собственную ограниченность.

У Сопротивления обязательно должно быть свое умеренное крыло. Вопрос в том, каким оно должно быть. В условиях все более жесткой поляризации оно должно быть настолько радикальным, насколько это вообще возможно для умеренного крыла. Нобелевская речь Дмитрия Муратова соответствует этому критерию.

*  *  *

Ну и еще вдогонку. Вот прицепились к словам Муратова о французских парфюмерах. А что, собственно, сказал Муратов? Он сказал, что западный бизнес в целом ряде случаев выступает как пособник фашистской диктатуры Путина. Это не так? Не надо критиковать Запад за то, что он сам отступает от принципов защиты прав человека и свободы мысли? А он не отступает? Не разменивает эти принципы в своем большом торге с диктатурами, вроде путинской?

 

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены