Когда более пятнадцати лет назад НАТО начало совместную операцию в Афганистане, внезапно обнаружилось, что далеко не все страны НАТО готовы к активным боевым действиям. Министр обороны США Дональд Рамсфельд тогда мрачно пошутил: "НАТО — как баскетбольная команда, которая только и делала, что месяцами тренировалась. Но когда пришло время игры, пара игроков сказала: "Мы на площадку не выйдем". Подчинённые Рамсфельда развили аналогию ещё дальше: "Часть вышедших на поле игроков заявила, что ни при каких обстоятельствах не будет переходить на чужую половину поля, а некоторые сказали, что готовы только недолго постоять у своего кольца".

Германия, Франция, Испания, Греция, Турция, Италия скептически смотрели на боевые действия в Афганистане. В итоге практически все боевые действия, логистика, снабжение, авиаподдержка, разведка, медицина легли на американские плечи. Американские солдаты шутили, что аббревиатура "ISAF" (Международные силы содействия безопасности) расшифровывается как "I Saw Americans Fight" (я смотрю, как американцы воюют). Кто бы мог подумать, что в 2020 году два участника НАТО вообще окажутся на грани войны друг с другом.

Греция с Турцией издавна находятся не в самых лучших отношениях из-за спорных территорий. Регулярно там происходят "совместные маневрирования" на американских истребителях F-16, когда турецкие и греческие пилоты демонстрируют готовность сражаться за территории, которые они считают своими. Пилоты берут друг дружку в захват головок наведения боевых ракет, и единственное, чего они не делают, — не нажимают гашетки. С завидной регулярностью лишь одно движение пальца отделяет страны НАТО от полноценного боя со сбитыми самолётами. Греция жаловалась, что турецкие военные самолеты заходили в её воздушное пространство более 3000 раз в 2017 году. В 2020 году ситуация резко обострилась.

В августе произошёл очень значимый инцидент, который стороны пытались скрыть. Турецкое судно ORUC Reis, предназначенное для разведки полезных ископаемых, в сопровождении пяти турецких фрегатов вошло в греческую исключительную экономическую зону. Там группировку встретил греческий фрегат. В итоге совместных манёвров греческий фрегат протаранил турецкий, нанеся ему существенные повреждения. По неофициальным источникам, оставалось чуть-чуть до открытия огня. Когда про инцидент стало известно общественности, прозвучали воинственные заявления о готовности защищать родные земли (и воды) всеми способами.

Впоследствии между турками и греками произошли очередные совместные манёвры в воздухе, после которых турки выложили в открытый доступ видео, где, как они утверждают, турецкие истребители держат в прицеле своих греческих партнёров по НАТО. На днях греки объявили о дополнительных закупках вооружения. Греция собирается приобрести у Франции 4 фрегата и 18 истребителей Rafale, шесть из которых, из состава французских ВВС, достанутся грекам за символическую стоимость. Стоит отметить, что в этом эпизоде бряцания оружием Франция выступает на стороне Греции. Но вообще конфликт очень серьёзный и обстановка настолько накалена, что лишь одно неосторожное движение отделяет две страны НАТО от полноценного вооружённого конфликта.

Основной причиной сегодняшней эскалации стали ресурсы. Средиземноморские шельфы обещают очень щедрую награду участникам. В январе 2019 года был оглашён проект "Газовый форум стран Восточного Средиземноморья". В него вошли Египет, Греция, Кипр, Израиль, Иордания, Палестина, Италия. Главной целью стало превратиться из импортёров газа в экспортёров, вытеснив российский газ с юга Европы. Турции в составе участников не оказалось. Турки попытались напомнить о себе, что они тоже находятся рядышком с подводными залежами газа, ничуть не дальше, чем остальные, но их так и не приняли. И Эрдоган решил заявить о себе. В том числе посредством боевых действий в Ливии, которая находится вплотную к шельфам. С Ливией у Эрдогана появились новые козыри для претензий на шельфы.

Но что отдельно важно. У Эрдогана много смелости и наглости, чтобы гнуть свою линию ради изменения баланса на Ближнем Востоке и в бассейне Средиземного моря в пользу Турции. И пока все его шаги, в том числе силовые, сходят ему с рук. Эрдоган в 2015 году сбивает российский самолёт, начинается эскалация, но в итоге стороны очень быстро отделались помидорами помирились. Эрдоган активно действует в Ираке, в Ливии, в Сирии, нарушая как официальные международные договорённости, так и негласные правила. Европу Эрдоган шантажирует беженцами, которых готов в любой момент выпустить из лагерей. Недавно Эрдоган трансформировал Святую Софию снова в мечеть, проверив реакцию мирового христианства. Это ему тоже сошло с рук. Против Турции не действуют ни США, ни ЕС, ни Россия. На мнение арабских соседей Эрдоган вообще не обращает внимания. И сейчас, похоже, Эрдоган перешёл к следующему этапу — Греции. Вражда с Грецией давняя и сегодня подпитывается жирным газовым бонусом. Греция утверждает, что каждый из её разрозненных островов, даже если они небольшие, по закону имеет право на собственный континентальный шельф с исключительными правами на бурение. Турция, окруженная в Эгейском морем неприступной стеной этих островов, недовольна, что восточные из них опираются на континентальный шельф Турции, и отказывается признать, что эти острова создают вокруг себя экономические зоны.

В то же время есть интересное мнение, что турецкие амбиции тихонько поддерживаются Великобританией и США. Даже не столько поддерживаются, сколько не осуществляется препятствование всем турецким действиям. И делается это для создания из Турции противовеса российским амбициям в Средиземноморье. Турки уже становились на пути российских устремлений в Средиземном море, и сегодня, похоже, история повторяется. Турция стремительно растёт в этой благоприятной среде и набирает обороты. Воинственные турки склонны к игре с высокими рисками при больших ставках. У них сегодня большая, хорошо оснащённая армия с боевым опытом и собственным растущим ВПК. Та же Греция имеет очень малые шансы против турков в открытом военном конфликте. Брюсселю прямой вооружённый конфликт между членам НАТО тоже не нужен. С таким козырями у Эрдогана приличные шансы получить желаемые шельфы. Возможно, понадобится дополнительная эскалация, придётся побряцать оружием, не исключено, что будет сбито какое-то количество натовских самолётов. Чтобы в итоге вмешались главные лидеры НАТО и растащили драчунов по углам, дав тому же Эрдогану желаемое. Чтобы Эрдоган оставался барьером на пути России.

Очевидно, что в 2020 году мир очень сильно меняется. Меняется в быту, благодаря коронавирусу. Меняется и геополитическая структура мира. Старая структура трещит по швам, и амбициозные игроки изо всех сил пытаются выбить себе позиции получше. На долгие годы разворачивается битва между Китаем и США, и победитель в ней не очевиден. Игроки поменьше, вроде Турции, тоже не стоят в стороне. В итоге мы наблюдаем удивительное зрелище, когда, казалось бы, незыблемое НАТО может начать стрелять друг в дружку.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter