"Граждане!

Произносить имя Сеньора Президента Республики — это значит озарять факелом мира священные интересы Нации, которая под его мудрым руководством завоевала и продолжает завоевывать бесценные блага прогресса во всех областях, ширить область всего прогрессивного!!! Как свободные граждане, сознающие свою ответственность за собственные судьбы, неотделимые от судеб Родины, и как добропорядочные люди, противники анархии — провозглашаем!!! — что процветание Республики связано с ПЕРЕИЗБРАНИЕМ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ПРЕЗИДЕНТА, и ТОЛЬКО С ЕГО ПЕРЕИЗБРАНИЕМ! Зачем рисковать государственным кораблем, если ныне его ведет самый выдающийся государственный деятель нашего времени, которого История будет превозносить как Величайшего из великих, Мудреца из мудрецов, Поборника свободы, Мыслителя и Демократа?? Одна лишь мысль о том, что на этом высоком посту может быть не он, а кто-то другой, — преступление против интересов нации, ибо они являются нашими интересами, и если кто-либо отважится предложить такое, кем бы он ни был, он должен быть посажен за решетку как буйно помешанный, опасный для общества, а если он не сумасшедший, то должен быть привлечен к ответственности за измену Родине в соответствии с нашими законами!!!! СОГРАЖДАНЕ, УРНЫ ЖДУТ ВАС!!! ГОЛОСУЙТЕ!!! ЗА!!! НАШЕГО!!! КАНДИДАТА!!! КОТОРЫЙ!!! БУДЕТ!!! ПЕРЕИЗБРАН!!! НАРОДОМ!!!"

Это "предвыборное" воззвание "президентской партии" из романа Мигеля Анхеля Астуриаса "Сеньор президент". У персонажа этого романа — Сеньора Президента, Вождя Либеральной Партии, Покровителя Молодежи, Героя Отечества — есть вполне реальный прототип: гватемальский диктатор начала XX века Мануэль Хосе Эстрада Кабрера.

Не знаю, использует ли Астуриас подлинный документ, или это все-таки художественный вымысел, гротескный шарж. Но вот за историческую точность штрихов к портрету гаитянского диктатора Франсуа Дювалье (Папы Дока) я ручаюсь. — это новая Гаити. Уничтожить меня — значит уничтожить самое Гаити. Я живу ею, и она живет мною. Я — знамя Гаити, единое и неделимое. Я — это демократия" — таков был любимый набор его лозунгов-заклинаний. Гигантское панно с лозунгом "Я — знамя моего народа, единое и неделимое. Франсуа Дювалье", выставленное на дороге из аэропорта, показано в экранизации романа Грэма Грина "Комедианты".

Как и Кабрера, Дювалье неоднократно себя "переизбирал". Потом ему это наскучило, и в 1964 году началась массированная "общественная" кампания с требованием заставить Дьвалье согласиться стать "пожизненным президентом". Папа Док согласился. В соответствии с "требованием народа" карманный парламент диктатора объявил себя Национальной конституционной ассамблеей и 25 мая 1964 г. утвердил новую конституцию, статья 196 которой гласила:

"Гражданин доктор Франсуа Дювалье, верховный руководитель гаитянской нации, впервые с 1804 г. выразивший нацио­нальные чаяния, добившийся радикальных изменений в политической, экономической, социальной, культурной и религиозной жизни Гаити, избран пожизненным прези­дентом, чтобы под знаменем национального единства га­рантировать и закреплять завоевания дювальистской революции".

14 июня 1964 г. был организован "всенародный" плебисцит. Дювалье был раздражен усмешками иностранных журналистов по поводу пустынных улиц. И улицы быстро были заполнены. Полиция, орудуя дубинками, загоняла в грузовики всех, кого удавалось схватить, и везла их на избирательные участки. "Загребли" детей в возрасте 12-13 лет и застигнутых врасплох иностранных туристов.

Процесс голосования был чрезвычайно прост: на бюллетенях и красного и желтого цвета напечатали декрет, провозгласивший Дювалье президентом до конца его дней. На вопрос: "Согласны ли вы?" — тут же крупными буквами был напечатан ответ: "Да". Избирателям оставалось лишь выбрать цвет бюллетеня: красный или желтый. Тот, кто хотел сказать "нет", должен был писать от руки, а это значило сразу стать жертвой преследования. По официальным данным, за новую статью Конституции проголосовало на 800 тысяч больше, чем было граждан, имеющих право голоса.

22 июня 1964 г. диктатор был провозглашен Национальной ассамблеей "пожизненным президентом". Одновременно Ассамблея присвоила Дювалье следующие титулы: "непререкаемый лидер революции", "апостол национального единства", "достойный наследник основателей гаитянской нации", "верховный вождь революции", "рыцарь без страха и упрека", "покровитель народа", "лидер третьего мира", "большой босс коммерции и промышленности", "благодетель бедных", "исправитель ошибок" и... "ВЕЛИКИЙ ЭЛЕКТРОВОЗБУДИТЕЛЬ ДУШ".

Брошюра под названием "Символ апостолов", прославляющая "пожизненного президента", была названа угодливыми льстецами "катехизисом революции". Составлена она действительно наподобие катехизиса:

"Вопрос: Кто такой Дювалье? Ответ: Дювалье — величайший патриот всех времен, освободитель масс, обновитель гаитянской нации, воплощение национального достоинства, вождь революции и пожизненный президент Гаити. Вопрос: Какова главная заповедь Дювалье? Ответ: Главная заповедь Дювалье — это таинство, совершаемое народной армией, гражданской милицией и всем гаитянским народом под руководством своего вождя, почетного доктора Франсуа Дювалье, с помощью гранат, минометов, пистолетов, базук, огнеметов и другого оружия. Оно состоит в подавлении, уничтожении и искоренении всех врагов родины, которые, поддерживая связь с заграницей и получая жалованье от врагов нашей нации, представляют собой угрозу суверенитету государства".

Смех смехом, а за 14 лет правления "великого электровозбудителя душ" в стране тонтон-макутов "пропало без вести" около 50 тысяч человек, а 300 тысяч эмигрировало (при населении чуть больше 4 миллионов). "Таинство" совершалось весьма эффективно.

В 1971 году на очередном "референдуме" была утверждена очередная "поправка" к Конституции, объявлявшая сына диктатора Жана Клода Дювалье (Бэби-Дока) его пожизненным преемником. Этот "референдум" проходил уже в более непринужденной атмосфере. Бюллетени просто раскидывали охапками. Любой желающий мог получить их в любом количестве. Иностранные туристы, которых на этот раз полиция не гоняла дубинками, хохоча, набивали этими бюллетенями урны до отказа. По официальным данным, на "референдуме" не было подано ни одного голоса "против".

Кстати, "парламенту" тогда пришлось принять еще два специальных закона. Один снижал возрастной ценз для соискателей должности президента с 40 до 20 лет. Другой предписывал считать, что Жану Клоду Дювалье на тот момент исполнилось не 19 лет (что было на самом деле), а 20. Все должно быть в соответствии с законом, как любит повторять человек со скошенным от постоянного вранья лицом из ближайших путинских холуев.

Я уже слышу возражения известных политологов: у нас все же не доходит до уровня абсурда стран дикого периферийного капитализма прошлого века. Россия — страна среднеразвитого постиндустриального капитализма (в начале XX века Ленин определял Россию как страну среднеразвитого индустриального капитализма). Со времен Дювалье в мире произошло кардинальное снижение уровня насилия и жестокости. Сейчас даже автократы вынуждены придерживаться более цивилизованных норм.

А вам не страшно от того, что страну среднеразвитого постиндустриального капитализма вгоняют в политическую модель эпохи Нерона и Калигулы? По вашим критериям их режим тоже вполне может быть назван "гибридным". С одной стороны, императоров делают "армия, Сенат и народ". И все республиканские "голосовательные" процедуры вроде как соблюдаются. С другой стороны, истерическое восхваление "Отца Отечества", без которого Отечество и существовать-то не может. Раболепие сенаторов и "непростая" судьба тех, кто хотя бы уклоняется от участия в ритуалах выражения этого раболепия. Ну и "народные голосования" как ритуал присяги на верность вождю. Вот это и есть ваш "гибридный режим".

Этот режим "персоналистской диктатуры цезаристского типа" впоследствии воспроизводился многократно. В форме тирании в итальянских средневековых республиках. В форме "каудилизма" в странах Латинской Америки. Наверное, он был естественен в обществах, не прошедших индустриальную модернизацию, в которых рациональный тип сознания еще не восторжествовал над сознанием традиционным. Но уже XX век показал, что в странах, прошедших индустриальную модернизацию, такой тип режима может существовать лишь в форме фашизма.

Вам не стыдно от того, что страну европейской культуры, несомненно имеющую рациональный тип сознания, вгоняют в политическую модель, в которой правитель выполняет функцию "электровозбудителя"? Человеческих душ, разумеется. Но это ничуть не менее стыдно.

У нас еще можно несанкционированно прийти к "суду" поддержать Кирилла Серебренникова? "Тонтон-макуты" пока по улицам не рыщут? На некоторых завоеванных империей территориях вполне себе рыщут. Не первый десяток лет. И даже в Москву иногда заезжают.

Вы, люди взвешенных слов, глубокомысленно рассуждающие о том, что единовременное голосование по двумстам поправкам, относящимся к совершенно не связанным друг с другом областям, "вызывает определенные сомнения с точки зрения соответствия закону". Вы не понимаете, что этими вашими рассуждениями вы открываете двери "тонтон-макутам"? Пока до вас не добрались "тонтон-макуты", пока вам не грозит "пропасть без вести", вы не хотите сказать, что голосование за 200 поправок НЕ ВЫЗЫВАЕТ НИ МАЛЕЙШИХ СОМНЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНУ?

Александр Скобов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter