Когда князь Владимир — еще до крещения Руси — проводил свою первую религиозную реформу, он приказал поставить на высоком берегу Днепра статуи разных богов. Летописец сохранил для нас их имена. Главным, конечно, был громовержец Перун, которого уже через несколько лет тот же Владимир прикажет сбросить в Днепр. Компанию Перуну составляли Дажьбог, очевидно, бог Солнца, Стрибог — не совсем понятно, кто это, но может быть, бог ветра. Была там еще Мокошь — женское славянское божество.
С ними все более или менее понятно — Владимир хотел показать своим подданным, что все их боги подчиняются Перуну, богу-воину, популярному у дружинников. Но дальше начинается не совсем ясная вещь — почему-то рядом с этими явно славянскими богами затесались еще два, чьи имена вызывают бурные споры — Хорс и Семаргл? Не буду сейчас вдаваться в тонкости научных дискуссий, скажу только — есть весьма обоснованные предположения о том, что это были боги иранского происхождения. Что же они делали в древнем Киеве?
Ответ довольно прост. Если Владимир счел нужным поставить статуи этих богов в своем "пантеоне", значит, в Киеве в тот момент было много людей, которые им поклонялись. И это яркое (и далеко не единственное доказательство) того, каким разнородным было население древней Руси. Наше представление о том, что Русь населяли только голубоглазые и светловолосые красны девицы и добры молодцы, мягко говоря, не совсем соответствует действительности.
По всей Восточно-Европейской равнине славяне соседствовали (и продолжают соседствовать) с множеством финно-угорских народов — мерей, муромой, мордвой — и многими другими. С севера приплывали, и часто оставались на Руси, скандинавы-варяги. А с юго-востока на Русь приходило мощное дыхание Степи.
И если варягов мы представляем себе более или менее мирно спускающимися по рекам на своих ладьях, о финно-уграх вообще мало думаем (, а зря, между прочим), то со степью все ясно — оттуда приходят жуткие, жестокие, суровые кочевники "с раскосыми и жадными глазами", как через много веков напишет Блок о скифах ( которые, вообще-то, скорее всего, были европейцами). Кочевники разоряют русские города и деревни, уводят в полон простых людей, с ними воюют князья, против них отправляется в поход Игорь Святославич, от них защищают Русь Илья Муромец и другие богатыри.
Какая красивая и совершенно не соответствующая действительности сказка.
Конечно, русские князья воевали с выходцами из Степи — и с печенегами, и с половцами и со многими другими, о которых спичрайтеры президента, похоже, не имеют представления. Только ведь князья и между собой воевали — и еще как. А вот князь Игорь ( не тот, который Святославич, а другой, которого убили — не степные кочевники, а славянское племя древлян) — в начале Х века заключил договор с печенегами. Мало того, когда позже он решил пойти войной на Византию, то позвал с собой все тех же печенегов. А когда в начале XI века князья Ярослав и Святополк боролись за власть, то Святополку помогал его тесть польский король — а еще печенеги. Похоже, что не всегда они были страшными врагами Руси.
С половцами еще интереснее — благодаря великому "Слову о полку Игореве" у нас закрепилось представление о том, что они — извечные враги жителей Руси. Но вообще-то тот самый половецкий хан Кончак, к которому князь Игорь попадает в плен, до этого был его союзником — они вместе ходили в поход против враждебной Игорю группировки русских князей — потомков Владимира Мономаха. А сын князя Игоря, который оказался с ним вместе в плену у половцев, женился там на дочери Кончака — и потом вернулся с ней и с родившимся у них сыном Изяславом на Русь.
А видели ли вы реконструкцию внешности знаменитого князя Андрея Боголюбского? Что-то он совсем не похож на стереотипного славянина. Глаза какие-то узкие… Так его мать, жена Юрия Долгорукого, была полочанкой. Не исключено, кстати, что и бабушка. С матерью Долгорукого не совсем ясно, его отец, великий Владимир Мономах, насколько мы знаем, был женат трижды — один раз на английской принцессе, бежавшей на Русь после захвата Англии норманнами, второй вроде бы на гречанке, а третий — на дочери половецкого хана.
Но кто бы ни была бабушка Андрея Боголюбского, он, как и многие другие древнерусские князья, находился в тесных отношениях с половцами. Известно даже, что отправившись воевать с киевлянами, он пришел к "Матери городов русских" с половцами — и потом позволил им разграбить город.
А вот в 1223 году, когда огромный монгольский отряд пришел в донские степи, то половцы не объединились с ними (Как? Они же тоже азиаты, должны все вместе нашу Русь-матушку терзать), а попросили помощи у русских князей. Половецкий хан Котян отправил гонца к своему зятю, Мстиславу Галицкому, и тот организовал помощь, увы, не слишком эффективную.
Одним словом, древняя Русь находилась в сложных, разнообразных, иногда враждебных, иногда дружеских отношениях со степными народами, восточные влияния постоянно заметны в русской культуре, степные этносы позже вольются в древнерусскую народность. И не надо строить представления об истории по убогой схеме "Мы — Они". Так не бывает — среди "нас" бывают и конфликты, и войны, а "они" могут оказаться близкими родичами.
! Орфография и стилистика автора сохранены