Случайно набрел в Интернете на любопытную критику в свой адрес. Речь шла о моей заметке "Борьба двух систем". Напомню, что в этой заметке я писал о глобальном противостоянии либерально-демократической и авторитарной общественных моделей в современном мире. О том, что противоречия между ними непримиримы, само существование каждой из них представляет угрозу существованию другой. Поэтому обе системы не могут не стремиться разрушить друг друга, и в конце концов кто-то кого-то уроет.
Мой критик замечает, что в работающей системе окончательная победа одной подсистемы над другой означает гибель всей системы. Идея, что можно раз и навсегда покончить с фашизмом, вообще говоря, фашистская идея. Это как у Воланда: "...Как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? ...Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снести с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?".
Человеку в наследство от его диких предков достались звериные инстинкты, необходимые в мире, в котором идет беспощадная борьба за выживание: агрессия по отношению к "чужим", стремление к доминированию, к насилию, к подавлению других. Это и есть первооснова фашизма, суть которого сами его идеологи определили как "воля к власти". В каждом человеке живет свой "внутренний фашист". А в сфере общественных отношений это "деструктивное начало" человеческой природы порождает авторитарные и тоталитарные политические формы.
И тем не менее, мы видим что человеческая цивилизация последовательно движется по пути ограничения насилия человека над человеком. В основе этого движения лежит не только естественное стремление индивида обезопасить себя от агрессивных посягательств со стороны других. И борьба за выживание становится менее беспощадной не только потому, что людские общности ради все того же выживания оказываются заинтересованы в смягчении внутригрупповой конкуренции.
В основе этих процессов лежит уникальное свойство человеческого сознания: способность выделить, вычленить собственное "я" из окружающего мира, а затем сопоставлять его с отдельными объектами этого мира. Мысленно ставить себя на их место. А значит – чувствовать чужую боль. Эта уникальная способность и порождает явление, которое сегодня называют столь раздражающим реакционеров словом "эмпатия".
Это свойство дано человеку самой природой, как и его звериные инстинкты. Некоторые полагают, что не только природой. Но в данном случае это неважно. Главное, что наличие этого свойства – медицинский факт.
Это свойство – главное видовое отличие человека от его звериных предков. То, что и делает человека человеком. Суть человека. Поэтому в нормальном, здоровом человеке данная способность может и должна быть сильнее "внутреннего фашиста". Да, "внутреннего фашиста" невозможно просто "удалить" из личности. Но нормальный, здоровый человек может (и должен) победить в себе "внутреннего фашиста", подавить его и посадить на цепь. Самостоятельно. Без дополнительного насилия со стороны общества и государства над личностью.
Точно так же и здоровое общество не может полностью исключить существования какого-то количества не вполне здоровых людей, в которых "внутренний фашист" оказался сильнее Человека. Но если общество здорово, таких людей не будет много и они не будут представлять угрозы. И чтобы обезопасить себя от возможного вреда, который такие люди могут обществу принести, здоровому обществу не нужно преследовать их за сам факт их болезни. За высказывание их не вполне здоровых воззрений. Достаточно применять смирительную рубашку при малейшей попытке начать буянить.
Точно так же и на мировом уровне. Невозможно полностью покончить с фашизмом в душах. Но покончить с фашистским режимом в Германии было можно (и нужно). На дальней периферии современного мира существуют элементы феодальных и даже рабовладельческих отношений. Их вкрапления можно найти даже в цивилизованных странах. На уровне криминала. Но феодализм и рабовладение в качестве "второй подсистемы мировой системы" все-таки ушли в прошлое.
Невозможно полностью искоренить "авторитарность личности" и нетерпимость к чужим взглядам. Но искоренить авторитарные режимы, сажающие за выражение несогласия, можно. И нужно. Товарищ Воланд может не бояться. Ему не грозит опасность оказаться в мире, в котором негде укрыться от ослепляющего и испепеляющего света. Но это не значит, что половина человечества должна вечно сидеть в темноте.
И, да. Всех еретиков-схизматиков поздравляю с их наступающим Рождеством. Мир, дружба, жвачка.