Тот культ гениев, а точнее то иерархическое представление о великих деятелях культуры и науки, которое царило примерно в течение XIX-XX веков в культуре России и еще некоторых западных стран (например, Германии) – было в духовном отношении одним из самых жестких и унизительных для "нижних" иерархических мировосприятий из всех возможных.
В конце концов, военная иерархия чисто функциональна: она предполагает исполнение приказов, но ничего не говорит о полноценности нижних чинов, и не исключает, что героический лейтенант подчиняется тупому и трусливому генералу. Феодальная иерархия заведомо не была иерархией заслуг и человеческих качеств, а кроме того предполагала определенную "честь" для любого рыцаря и дворянина. Церковная иерархия на идеологическом уровне предполагала всеобщее равенство в ничтожности, и кроме того была настроена на быстрые социальные лифты. И только культ великих поэтов и ученых предполагал полную неполноценность "нижних" и недостижимость верхних уровней.
Более того: в некотором смысле признание и осознание собственной неполноценности было эвристических приемов: нельзя было правильно понять поэзию великого поэта, не осознав ничтожество твоих поэтических способностей по сравнению с ним.
Недавний демарш Виктора Шендеровича, требующего уважения к Баталову и Юнне Мориц несмотря на их политические взгляды, можно считать рецидивом того, романтически-иерархического мировосприятия. У человека, воспитанного в почитании великих деятелей культуры, не выдержали нервы - в обстановке, когда их приходится пинать.
Ведь, наверное, нет ничего более противоположного культу творческих гениев, как атмосфера политической полемики, а особенно демократической - требующей ситуативно уничтожить оппонента, и не думать о его прошлых заслугах. Как говорил Щаранский (бывший узник, ставший израильским политиком), если ты думаешь, что ты герой, израильские газеты тебе быстро объяснят обратное.
! Орфография и стилистика автора сохранены