Уже где-то через месяц начальством должен быть определен консенсус в освещении событий Февральской "буржуазно-демократической" революции.
Причем так, чтобы еще был подготовлен заход на Октябрьскую... "Великую Социалистическую"... Юбилей обязывает!
Здесь, как в апреле 2006, не отобьешься: дескать, сто лет Государственной думе мы празднуем, а с какого перепуга Романовым, почти три века "царствующим державно", пришлось заводить парламент и выборы, мы деликатно умолчим, не педалируя причин появления проспекта Стачек в Пальмире Северной и скульптурных групп у метро "1905 года" в Пальмире Средней...
Дело не в том, как это обоснуют в идеологических лабораториях условных данилиных-бадовских (в 2007 году тогда еще кремлёвский Павловский вполне превратил обсуждение 90-летие Февраля в трибунал над вредоносными революционными либералами, еще не зная, что через пятилетку сам будет получать тычки от полиции на Болотной площади - как часть этой самой революционной либеральности), дело в том, как эти интерпретации понесут популяризаторы.
Условные толстые немедленно затянут слоган деникинцев про "Христа распяли - Россию продали".
Но самое забавное начнется, когда выруливать на здоровый центризм начнут условные володины. Ведь их представления об истории вполне совковые, но как бы перевернутые...
Это как наши "либерал-фашисты", которые суть - "марксисты кверх тормашками" (всем заправляет капитал - и то здорово).
Ведь почему Володин реальный, панически отмазывая Толстого реального (он - пахан, его и косяк) брякнул про политкаторжан? Явно смотрел в детстве "Юность Максима" Козинцева и Трауберга. А там сцена: вернувшемуся после политической амнистии ноября 1905 года политзэку большевику Максиму (судили за массовые беспорядки с избиением городового во время похорон товарища) жандармский офицер зачитывает длинный список ограничений в оседлости "как судимому за экстремизм" - запрете селиться в губернских городах. Кстати, традиция запрета политическим селиться в 100 крупных городах ("минус 100") была перенята советской властью (не путать с высылкой за 101-й км от Москвы). Вот и перещелкнуло у спикера в мозгу - дело житейское.
Смешно, но имя героя Максим осталось от первоначального замысла сделать его прототипом белостокца Меера-Геноха Валлаха (будущего наркоминдела Максима Литвинова), но затем, крепко подумав, революционера "из-за черты" переделали в хорошего простого рабочего паренька.
С Февралем уже все непросто.
С одной стороны: бяки свергли легитимного государя, который ныне не только канонизирован, но и имеет такую заслугу перед правопорядком, как приказ расстрелять петроградский "майдан".
Обратим внимание на то, что приказ перенацелить на улицы и площади столицы зенитные пулеметы на крышах и увеличить число пулеметных расчетов был отдан за 2 недели до того, как их пустили в ход; причем, к командующем округом генерал-лейтенанту Хабалову особых претензий не было - взяв власть, большевики тут же выпустили его из Петропавловки и уволили с почетом - с мундиром и пенсией. Куда больше ответственности за сотни убитых на министре внутренних дел Протопопове, столичном градоначальнике Балке и жандармах.
Но ведь с другой стороны, бяки царя свергли, но дабы беспрепятственно продолжать войну "до победного конца", из которой умные люди из окружения государя советовали тому быстренько выпутываться (в октябре 1916 Центральные державы официально известили Антанту о готовности к мирным переговорам, но были грубо посланы Лондоном и Парижем), причем, бяк поддержали и почти все будущие руководители Белого движения, и православная церковь...
Совершенно понятно, что обсуждения вопроса о целесообразности дальнейшего участия Российской империи в Мировой войне и о необходимости радикальной аграрной реформы не будет, хотя именно отказ от решения этих проблем сперва похоронил монархию, а потом и ее временных победителей.
Истеблишмент дружно будет сожалеть, что полковник Романов оказался не на высоте полковника Путина (я не утрирую - Солженицын в "Октябре 1916" сокрушался, что в царской армии не было "особотделов", тогда бы в офицерской среде, как недавно было чудесно сказано, "не свили себе гнездо" антиниколаевские настроения), не учредил "СМЕРШ", не посадил в каталажку все партии и фракции, кроме черносотенных, и установив сталинский порядок, не повел армию на Берлин, Вену, Будапешт и Истамбул одновременно и лично...
Поскольку в мыслях воцарилась легкость необычайная, то всеобщих заклятых врагов-либералов объединят с большевиками и перескажут еще раз излюбленный тезис Гитлера о "революционном ноже в спину победоносной армии", так понравившийся Путину (с некоторым изменением исторических декораций, разумеется).
О том, что большевики с третьей попытки свергли либералов и именно за продолжение войны, постараются забыть.
Потому что не могут же противоречить друг другу две такие замечательные вещи, как свержение либералов и продолжение войны!
Тут еще придется разбираться, что больше напоминает "деятельность иностранного агента" - брать деньги у Лондона и Вашингтона на продолжение войны (расплачиваясь необходимостью покорно следовать планам союзников-спонсоров) или брать деньги у Берлина на антивоенную агитацию...
Кстати, особенно сложно будет тем либералам, которые, занимая сегодня вполне "ленинскую" позицию по отношению к российским действиям в Украине и Сирии, выступят пылкими апологетами "державных" позиций Родзянко, Милюкова и Корнилова.
И естественно, у кого из груди вырвется уже несдерживаемый мечтательный стон: как бы все замечательно жили бы при кайзере - прогресс и порядок!
Впереди же будет Великий и Ужасный Октябрь. Разумеется, попытаются вывернуть так: все были хорошие патриоты своей родины, у них возникли разногласия, но жизнь всех примирила...
Особая сложность в том, что в российской части Эрэфии даже в правящих сословиях одновременно присутствуют две доминирующие политико-философские традиции - сталинская и монархо-рыночная.
Во Франции только политические маргиналы жалеют, что Бастилия не устояла и хотят вернуть абсолютизм Людовиков.
В Англии - консенсус по поводу принципов Славной революции 1688 года, никто не хочет католического абсолютизма.
В США - очень мало сторонников победы Юга или противников отделения от Англии.
Здесь же два внешне противоположных политических идеала, причем, еще непонятно - кто взял вверх: 07.11.1917 был отыгран 21.08.1991, но и 1991 перечеркнут 25.10.2003 (арест Ходорковского)...
Поскольку мы живем в цивилизации имперской и в своей основе языческой, т.е. имморальной, для текущего уровня поддержания общественной мифологии пропагандистских ресурсов вполне хватает.
Вот строили Романовы великую православную державу... недостроили... затем великую советскую державу стали строить Сталин и Дзержинский (там еще был Ленин), а их дело продолжили Андропов и Путин... А жертвы?
Так это - характерный феномен имперского сознания: чем больше пирамид черепов укладывает владыка в основании своего престола, тем он величественнее. Только национальное сознание рассматривает этнос как большую семью и поэтому отрицает массовый террор как преступное обескровливание рода.
Но столетие предполагает развернутое обсуждение темы.
Моспатриархия, наращивая общественно-политическую капитализацию, поднимет на щит новомученников - уничтоженных большевиками и сталинистами священников, монахов и мирян... Одно их количество должен каждого нормального человека задуматься об изначальной преступности коммунизма.
Излюбленные герои наших буден - православно-монархические казаки, в двух судах - Конституционном и Верховном добившиеся решений, что они - отдельная этническая общность, с гордостью припомнят, что они - потомственные белоказаки. Как эта потомственность сочетается с оперчекистской работой, они уточнять не будут, ибо за прошедшие четверть века подзабыли волшебную формулу: "диалектически"...
Я с тихой радостью вспоминаю, как Путин и Медведев объясняли необходимость союза с Гитлером опасения, что прямо от стен Варшавы вермахт двинется к стенам "древнего Кремля" (а 28 панфиловцев, во главе с политруком Клочковым, окопаться еще не успели, а Рокоссовского еще пытают на Лубянке...).
На уровне такого бреда и дальше будут объяснять, почему, если по кровавости ЧК-ГПУ далеко опережала гестапо, то портрет Феликса Эдмундовича по сей день висит в каждой ментовке, неодобрительно косясь на своего соседа по интерьеру - двуглавого орла...
Но Эрэфия - страна, созданная Лениным (вывести правопреемственность от провозглашённой 1 (14) сентября 1917 года Российской республики помешала боязнь требований оплаты долгов, поэтому вывели лишь от СССР/РСФСР).
И хотя статуи, бюсты и профили создателя большевизма уже превратились в "божков места", но и они, и его и других большевиков топонимы до сих пор как оспины покрывают страну, с ее клерикальным гимном и монархическим гербом...
Нынешняя Россия стремительно возвращается к созданной Лениным и Сталиным цивилизационной матрице, буквально каленым железом выжигая все либеральное, что в 90-е годы сформировалось из остатков петербургского периода...
Но большевизм - это и есть та чаемая в 19 веке всемирная "русская идея", а СССР - тот "Третий Рим" и самое грандиозное воздействие русской цивилизации на историю человечества.
Ведь понятно, что даже в лучшем случае Россию теперь ждет только скучно-уютное бюргерское существование, с чередованием у власти либеральных и нелиберальных националистов. И это - в самом-самом лучшем случае!
Как там у Стругацких: набить чучело из Мечты бескрылой приземленной...
Поэтому обойти 100-летие начала предельного прорыва во всемирную историю русской цивилизации с её собственным представлениями о добре, справедливости, свободе и достоинстве личности - нельзя.
Но это же - и 100-летие прихода в мир тоталитаризма, и 100-летие начала зверского уничтожения большевизмом и сталинизмом великолепной и динамичной русской цивилизации периода Модерна (Серебряного века), а также всей органично существовавшей народной культуры, точнее, всех народных культуру бывшей империи.
И тут мы подходим к самому интересному.
В 1992-93 годах радикальная антилиберальная проимперская оппозиция могла изображать примирение "красных" и "белых" - во имя борьбы с политикой Ельцина-Бурбулиса-Гайдара. Такая пародия на "Народные фронты" 30-х годов во Франции и Испании.
Но сейчас будут понуждать изображать "советско-антисоветское" единение в поддержку - Путина, Медведева, Шувалова, Сечина, Собянина, Ротенберга... (имя им - Легион).
И в потрясенном сознании подданных начнется стихийно выстраиваться рационализация навязываемой шизофренической картины мира, в которой Ленин и Колчак вместе строят великую державу.
Сейчас на концептуальной платформе "все хорошее делали Великие Ленин и Сталин, а все зло - шло от окопавшихся у них под боком "троцкистов" известной национальности, направляемых заокеанскими масонами" объединяются необольшевики, неосталинисты и часть неомонархистов.
Пока эта позиция - маргинальна, она является уделом относительно небольшой, совсем уже умственно-убогой части "низовой интеллигенции", которую я издевательски называю "агро-грамотные" [на самом деле агрограмотные общества - это первые царства-протоцивилизации].
Но нравственный подвиг вице-спикера Толстого, который стал настоящим "политическим шахидом", окончательно покончив со своей репутацией во имя интересов союза власти и с патриархией, показывает, что есть и респектабельные круги, готовые создать очередной антисемитский миф, чтобы списать на него все издержки и коммунизма и либерализма.
Верят же люди, что Путин заботится о стране, народе и о законности, а им назначенные министры, судьи и силовики у него за спиной разрушают экономику, грабят простой народ и вовсю нарушают процессуальную законность!
Пусть теперь поверят, что ходил Ленин по Кремлю, издавал декреты о защите памятников культуры и писал речи о союзе "со справным мужиком", а за его спиной коварно крались Свердлов, Зиновьев и Троцкий и сотнями тысяч всех расстреливали...
Втолковывали же и втолковали, что на военно-политический союз с Гитлером Сталина толкнула польская угроза, а Гитлера толкнула напасть на союзника Сталина - коварная интрига Черчилля.
Ведь объяснений переливания самодержавия в большевизм, большевизма в сталинизм, а сталинизма в путинизм - может быть два.
Первое - общность имперско-крепостническо-деспотического цивилизационного кода, заставляющее государство византийского типа менять идеологические одеяния и варьировать политические и административные приёмы, но при этом сохранять основу социально-политической традиции и жёстко подавлять любые альтернативные варианты существования.
Второе - есть 11-вековая традиция общего великого государственного делания, такая "политическая алхимия", все же зло историческое зло, от этих опытов происходящее - от мировой русофобии и от социальной группы или этноса, избранных на роль ритуального архизла.
Еще недавно во всем винили либералов, пропихивающих реформы и сеющих критиканство, но теперь, видимо, с возращением ко двору Кириенко и Кудрина, либералов решили вернуть в консенсус, но для сохранения момента импульса - приняться за вспарывание метафизических еврейских перин...
! Орфография и стилистика автора сохранены