Уолтер Блок "Овцы в волчьих шкурах: в защиту порицаемых", перевод Вадима Новикова, Социум, 2011
В свое время эта книга была издана Институтом Людвига фон Мизеса, основателя австрийской экономической школы, и получила восторженный отзыв его ученика, другого столпа экономического либерализма Фридриха Хайека. Перед нами — абсолютно идеологическое, почти религиозное произведение, автор которого свято верит в то, что свободный рынок является решением практически всех проблем.
Примечательно, что Уолтер Блок в своем труде занимается тем, что обычно приходится на долю разнообразных левых интеллектуалов — он выступает на стороне всевозможных маргиналов, изгоев и аутсайдеров. Только, в отличие от "леваков",
либертарианец защищает "падших" при помощи рыночных принципов.
Для обоснования этической допустимости таких занятий, как сутенерство, наркоторговля, проституция, шантаж, и многих других "в том же духе" Блок использует простой и четкий принцип, который, собственно, и является стержнем либертарианства: угроза или попытка применения силы против личности или собственности без разрешения должна быть незаконной; применение силы оправдано только в случае защиты или возмездия. Следовательно, все занятия, которые не нарушают этот принцип, должны быть, с либертарианской точки зрения, законными. Этот подход действует так же безотказно, как бритва Оккама.
Разобравшись с тем, что профессии наркодилера, сутенера, нелегального таксиста и прочая, и прочая не противоречат либертарианским установкам, поскольку не инициируют неоправданное насилие априори, Уолтер Блок переходит к более изощренной апологии всех этих порицаемых обществом занятий. И вот тут уже его виртуозное владение полемическими приемами ультралиберальной логики разворачивается во всей красе.
Вот, к примеру, шантаж. Это же предложение о сделке. Молчание в обмен на деньги. Все вполне рыночно и, с этой точки зрения, совершенно честно.
Хочешь — плати, не хочешь — не плати. Железная логика. Кроме того, действия шантажиста правомерны еще и потому, что он угрожает раскрыть правду. А что же может быть более благородным, чем правда, даже неприятная? Автор книги видит в шантаже и другие социально полезные аспекты: "Отдельным гомосексуалистам шантаж очень часто наносит значительный вред. Но для группы в целом, т.е. для каждого индивида как члена группы, шантаж помог сделать общество более привычным к гомосексуализму". "Принуждая к легализации, шантаж может законным образом в некотором смысле освободить людей, чье единственное преступление — некриминальное отклонение от нормы", — резюмирует либертарианец.
И так далее. У Блока получается замолвить доброе слово и за клеветника, и за билетного спекулянта, и за коррумпированного полицейского. К слову, последнее наверняка окажется вполне понятно и близко жителям России. В самом деле, если закон несправедлив или излишне обременителен, то коррупция — это почти последняя надежда обывателя на то, чтобы ускользнуть из-под железной пяты.
Эти адвокатские речи в защиту асоциальных элементов насыщены либертарианскими установками. Между прочим Уолтер Блок, как о само собой разумеющемся, говорит о том, что вся государственная собственность — это кража. Тут автору опять приходит на помощь его "бритва". Действительно, государство живет на налоги. Налоги собираются принудительно, под угрозой применения силы. Однако разве неплательщики налогов инициируют насилие, которое одно только и может — согласно либертарианскому принципу — быть достаточной и правомерной причиной для ответного применения силы? Нет. Значит,
сбор налогов — узаконенный грабеж.
Ну и все такое прочее. Контракт — священен. Рынок сам все наладит, надо только освободить его от госвмешательства, искажающего рыночные принципы. Частная собственность всегда и во всех отношениях лучше государственной. Баланс спроса и предложения — универсальное средство для решения всех проблем.
Отдавая должное логической последовательности, принципиальности автора книги и его способности объяснять и аргументировать,
нельзя не обратить внимание на очень малую пригодность чистого, незамутненного либертарианства для существующей социальной реальности.
Косвенные подтверждения этому можно обнаружить и в сочинении Блока. Так, он сам признает, что сутенер очень часто (вероятно, в большинстве случаев) применяет насилие по отношению к своим "подопечным", что, разумеется, недопустимо. Однако поскольку сама по себе, по определению профессия сутенера все-таки не подразумевает заведомое применение насилия, то она не подлежит криминализации. Логично? Безусловно, логика безупречная. Но как насчет реальной жизни? Если, допустим, 80 процентов сутенеров неправомерно применяют насилие, то не имеет ли общество право поставить этот род деятельности в целом вне закона, а не разбираться с каждым отдельным случаем?
Интересно, что в предисловии, предпосланном этому труду, впервые вышедшему в США в начале 1980-х, Уолтер Блок сообщает, что за прошедшие годы, сохранив верность либертарианским принципам, он эволюционировал в убежденного культурного консерватора. И если в ипостаси либертарианца он по-прежнему готов самоотверженно защищать проституток, наркоманов и наркоторговцев от государственных репрессий, то как культурный консерватор он все подобные явления решительно осуждает. Такой вот дуализм.
Идеальный, сферический в вакууме рынок, незамутненный никаким государственным вмешательством, свободная конкуренция, очищенная от каких-либо искусственных, внешних искажений… Все это как абсолютная плотность, абсолютный вакуум и прочие научные абстракции, которые в реальной природе не встречаются и которых невозможно достигнуть даже в лабораторных условиях, однако они используются в теории, как точки отсчета, как некие идеальные сущности. Насколько чистое либертарианство, приверженность рынку как всеобщему и универсальному мерилу всех вещей вообще применимо к реальной жизни? По прочтении книги Блока вопрос этот остается не менее, если не более острым. Однако сам строй его мысли и методология анализа являются блестящим примером того, как приверженность четким принципам и идеалам может стать светом маяка, озаряющим путешествие даже в самые темные закоулки общественного бытия.
Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Овцы в волчьих шкурах"
Вы можете оставить свои комментарии здесь