Константин Крылов "Прогнать чертей", Скименъ, 2010
Тексты одного из самых популярных сетевых авторов России выходят из типографии редко, да метко. Это второй сборник статей Константина Крылова после объемистого и со вкусом изданного в 2006 году "Нет времени". Если в той книге упор был сделан на культуру, то теперь первое место отведено текстам на тему политики и общества. По этим двум изданиям можно составить не исчерпывающее, конечно, но довольно полное и целостное представление о взглядах и творчестве человека, который в аннотации к "Прогнать чертей" аттестован как признанный интеллектуальный лидер русского национального движения.
Обложка, на которой пузатый, клыкастый и носатый демон терзает кривыми когтями славянского юношу, в сочетании с названием книги наводит на нехорошие ассоциации с определенного сорта маргинальными-премаргинальными брошюрками про "ожидовление". Однако содержимое книги развеивает эти подозрения. Константин Крылов в очередной раз демонстрирует публике человеческое лицо русского национализма.
Объективно это действительно высококлассная публицистика, вне зависимости от отношения читателя к убеждениям автора.
Сочетание язвительности, въедливости, привычки "раскладывать все по полочкам", умения анализировать и по-новому интерпретировать вещи, которые давно успели набить оскомину, прозревать бездны смыслов во всяких мелочах,
как в той самой пресловутой капле воды, — все это, как на стержень, нанизано на внятную и проводимую с упрямой последовательностью авторскую позицию, то есть те самые националистические убеждения. Добавьте к этому прорывающийся временами гнев и самую настоящую ненависть (см. здесь в первую очередь тексты про Ельцина) — и вот вам Крылов-публицист.
Один коллега Крылова сравнивал его с Лениным, имея ввиду вышеупомянутую "упертость". Не берусь судить, насколько у этих двоих действительно много общего в умении стоять на своем вопреки всему и вся, но вот в области стиля различия бросаются в глаза. Крылов, конечно, в гораздо большей степени гуманитарий и гораздо более метафизичен, чем Владимир Ильич. И главное, если ленинскую полемику или критику точнее всего сравнить с жестокой кулачной дракой, переходящей в избиение, то Константин Крылов подвергает своих жертв (неважно, конкретных ли персоналий, социальные, политические и культурные сущности ли) медленной и мучительной экзекуции. Да,
крыловский анализ и критику уместнее всего сравнить именно с изощренной пыткой, после которой объект (чаще всего нечто не только враждебное, но и гадкое) издыхает в муках.
Основатель советского государства набрасывался на противника с тем, чтобы побыстрее загнать его в угол ринга и там измолотить до состояния отбивной, а главный редактор АПН неторопливо и обстоятельно раскладывает инквизиторские инструменты для извлечения смыслов и со вкусом произносит: "Ну-с, приступим".
Крылов до сих пор не создал ни собственного "дискурса", ни "парадигмы". В "Прогнать чертей" нет манифестов, программных и установочных статей. Он ценен именно в амплуа интерпретатора, комментатора, аналитика и мастера препарирования. И хотя у себя в блоге автор изредка касается и самых высоких метафизических матерей, в целом он словно бы избегает говорить напрямую о "наизначительнейшем, наисамейшем важном".
Его взгляд — искоса, его комментарий — как бы сбоку, откуда зачастую и удобнее всего бить.
Можно не соглашаться конкретно с крыловским взглядом на современную российскую реальность, мерзость которой дана нам в ощущениях с его версиями того, в чем причина, кто виноват и что делать. Но несомненно, что эта реальность заслуживает еще и не такой критики, и ее трактовка Крыловым, как бы то ни было, ничем не хуже других. А вся позитивная программа автора, представляющего собой странно-органичное сочетание ироничного жизнелюба и ядовитого мизантропа, является очень здоровой и по-житейски простой (но отнюдь не простой для реализации в здешних нынешних реалиях) — прогнать чертей. И зажить по-человечески. Наконец.
Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Прогнать чертей"
Вы можете оставить свои комментарии здесь