Формально владыка Алексий Ридигер стоял у кормила правления Церковью 45 лет. Тогда его и еще нескольких молодых (по церковным меркам) монахов неожиданно расставили на ключевые епископские посты. Расставили досрочно: видимо, Хрущев был недоволен тем, как идет борьба с религией, и поставил тех, кого считал более способными ликвидировать Церковь. "Старики", к этому моменту руководившие Московской патриархией, хотя вяло, но все же сопротивлялись.
Однако активно проявить себя в деле самоликвидации православия епископ Алексий, поставленный на ключевой пост управляющего делами Московской патриархии, не успел. Снятие Хрущева знаменовало не только прекращение гонений на религию, но и начало нового этапа: Московская патриархия была зачислена в кадровый резерв государства как потенциально перспективная замена коммунизму. К середине 1960-х годов смерть коммунистической идеологии как вдохновляющей силы стала очевидной, хотя руководящей она оставалась еще четверть века.
Трагедия жизни владыки Алексия Ридигера в том, что он всегда колебался вместе с линией партии. Приказывали – отлучал отца Глеба Якунина, приказывали – возвращал в Церковь, потом опять приказали – он опять отлучил. "Партия" здесь – прежде всего Лубянка, "орден меченосцев". Именно КГБ с середины 1970-х годов начал активно реализовывать проект "Православие на место коммунизма". Став патриархом в 1990 году, владыка Алексий Ридигер активнейшим образом этот проект довершал. Как и КГБ и Министерство обороны, Московская патриархия при полной поддержке Ельцина собрала силы после кратковременной горбачевской оттепели и перешла в атаку на свободу. Патриарх Алексий II всегда был на шаг впереди Ельцина по дороге к реставрации деспотизма.
Трагедия и в том, что не имело большого значения, патриарх Алексий Ридигер возглавляет Московскую патриархию или другой персонаж. В 1990 году могли избрать и митрополита Филарета (Денисенко), и митрополита Питирима (Нечаева). Итог был бы тот же. Оттенки второстепенны – одни более опытные хозяйственники, другие не всегда уверенно налаживают контакты со светской номенклатурой, за что и платят. Патриарх Алексий II в смысле налаживания контактов был безусловным рекордсменом среди других возглавителей Русской Церкви ХХ века.
Вопрос о преемнике тоже важен в основном для обслуги патриарха. В Московской патриархии в этом смысле порядки как у США: новый лидер кардинально обновляет аппарат, заменяя его своим кланом. Впрочем, можно надеяться, что клан Ридигера уже обеспечил себя и своих детей.
Преемник патриарха будет, разумеется, назначен – при соблюдении формальной процедуры выборов. Вертикаль власти в России одна, она и назначит. Конечно, будет какая-то подковерная борьба перед Назначающим, но решение будет принимать один человек.
Исходя из эстетических соображений, можно было бы ожидать назначения патриархом епископа Иллариона (Алфеева), одного из самых молодых архиереев Московской Патриархии, представляющего ее (и Россию) в Европе. Главное достоинство: рост - он, кажется, даже ниже Дмитрия Медведева. Но возраст, кажется, все-таки слишком ранний, а так – вылитый клон нынешней обоймы: холодный, расчетливо-беспринципный.
Есть небольшая вероятность, что патриархом назначат кого-нибудь из ровесников покойного или чуть моложе – митрополита из Петербурга, Минска, Киева. Почему не утешить кого-нибудь из стариков? Но это в любом случае будет аттракцион, а не патриаршество.
Почти наверное не будет патриархом митрополит Кирилл (Гундяев), которого светская пресса много лет называет преемником. Слишком активный, слишком светский, слишком умный, слишком ненавистный для большинства коллег по архиерейству. Назначить могут, но зачем лишняя головная боль Кремлю?
Наиболее вероятно назначение (о, конечно, под видом избрания! Можно даже вынутие жребия организовать, дело нехитрое) митрополита Климента (Капалина), Арсения (Епифанова)... Имя им легион. Ну, на самом деле, реально речь идет о пяти-шести кандидатах: среднего возраста (50-60), среднего образования, средних амбиций, проявивших себя как люди исполнительные, гибкие, умеющие поддерживать баланс между личными интересами и корпоративными, не высовываться, не умничать, но уметь оправдать и воплотить в жизнь любую гадость. Или любую святость, это уж как начальство прикажет.
Патриарха же Алексия остается помянуть словами "Вечная память!", потому что на земле он будет забыт очень скоро и надежно, как забыты были и его предшественники. Культ личности, свойственный жестким системам, заканчивается сразу после смерти личности, и слава Богу. А в вечности, будем надеяться, усопшего примут лучше, чем он принимал иностранных миссионеров и отечественных инославных и иноверных христиан.