В официальном заявлении прокуратуры признан главный тезис, выдвинутый активистами общественного городского совета Омска - о том, что превращение "города-сада" в "город-пень" происходит, прежде всего, по вине чиновников различных уровней. В Омске уже более тридцати лет не проводится инвентаризации зеленых насаждений. При этом различные подразделения администрации Омска действуют несогласованно, выдавая акты выбора земельных участков, не рассматривая вопрос о сносе зеленых насаждений или даже при наличии действующих запретов на такой снос.
Прокуратуры Кировского, Ленинского и Советского округов в ходе проверки подтвердили все заявления общественников и сообщения журналистов по наиболее вопиющим фактам массовой вырубки деревьев. В их числе "точечное" строительство возле жилого дома по ул. Ватутина 11-А, где застройщик вырубил целую березовую рощу и незаконно захватил дополнительные земельные участки. Похожая история выявлена на территории Ленинского пляжа, где была осуществлена массовая вырубка деревьев. Ущерб от этого определен суммой около 700 тысяч рублей. Незаконной признана и массовая вырубка без учета снижения площади озеленения жилого района при строительстве по проспекте Мира – улице Химиков.
Прокуратура признает, что указанные нарушения закона носят на самом деле массовый характер и сообщает о внесении представлений городским чиновникам, включая и мэра Омска, и о возбуждении двух дел об административных правонарушениях. Кроме того, возбуждено два уголовных дела за незаконную рубку лесных насаждений, совершенную в особо крупном размере.
Независимые наблюдатели из Омска, как сообщает "ДО-инфо", отмечают, что за многие годы в Омске еще не было ни одного прецедента действительно серьезных наказаний конкретных виновников многочисленных нарушений градостроительного и природоохранного законодательства. Весьма показательно, что та же прокуратура Кировского округа не нашла ничего незаконного в откровенном бездействии сотрудников УВД, которые отказались принимать какие-либо меры к криминальным "лесорубам", несмотря на многочисленные обращения граждан, на глазах которых происходила варварская вырубка деревьев.