Степан Саркисян, не согласившись с решением Управления федеральной миграционной службы, обратился в суд (УФМС). В Железнодорожном районном суде, где рассматривалось дело, выяснилось, что УФМС претензий к заявителю не имеет. Зато имеет ФСБ — по той причине, что тот якобы представил "поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения".
Представителям Степана Саркисяна в суде Дмитрию Краюхину и Георгию Саркисяну не удалось ни привлечь в качестве соответчиков ФСБ, ни истребовать оттуда "подложные документы и ложные сведения". Оказалось, что эти самые документы и сведения, которые, якобы, гражданин представил "конторе", засекречены, и посмотреть на них стало невозможно. Тем не менее судья Семен Мельников жалобу удовлетворил: он отменил решение УФМС и обязал Управление рассмотреть заявление снова.
ФМС решение райсуда опротестовала. Кассационная жалоба была рассмотрена областным судом 28 мая. На судебном заседании председательствующая Мальвина Капустянская запретила недостаточно свободно владеющему русским языком, особенно правовой терминологией, Степану Саркисяну не только воспользоваться помощью своих представителей, но даже смотреть на них. В результате коллегия облсуда отменила решение районного суда. "Судитесь с ФСБ", — посоветовала Капустянская.
"Не сомневаюсь, что областной суд вынесет свое решение под давлением ФСБ, что фактически означает выдворение из страны по политическим мотивам законопослушного мигранта, единственная вина которого заключается в том, что он является племянником участника оппозиционной властям коалиции "Другая Россия" Георгия Саркисяна", — сообщил корреспонденту Собкор®ru правозащитник Дмитрий Краюхин.
"Гэбня с удовольствием меня самого куда-нибудь выслала, как это было в приснопамятные советские времена. Да вот беда: Конституция не позволяет этого. Но доблестные чекисты все-же сумели нагадить — отыграться на аполитичном законопослушном человеке только из-за того, что он мой родственник", — заявил Георгий Саркисян.
Степан Саркисян приехал в Россию в декабре 2006 года. Пройдя все бюрократические барьеры, устроился на работу. Отработав год, заплатив соответствующие налоги, в соответствии с законом он подал в орловское Управление федеральной миграционной службы заявление для оформления временного проживания. Однако в марте миграционная служба со ссылкой на пункт 4 статьи 7 закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в письме отказала во временном проживании заявителю.