На первой полосе "Саратовского репортера" 31 августа было помещено изображение главы государства в образе известного киногероя Штирлица в нацистской форме и с подписью ниже: "А вас я попрошу остаться". По словам главного редактора газеты Сергея Михайлова, поводом для коллажа стала инициатива депутата городской думы Михаила Исаева, организовавшего в Саратове сбор подписей за продление президентских полномочий. "Мы высмеивали саму эту идею, а не президента", – пояснил редактор газеты. В газете был также опубликован материал "Закон Штирлица-Исаева", который начинается со слов "только человек с фамилией Исаев мог выступить с инициативой о продлении полномочий лучшего Штирлица всех времен и народов на посту президента России". Комментируя инициативу Исаева, автор статьи предлагал парламентариям не только переписать законодательство под продление президентского срока Путина, но и вообще упразднить конституцию страны, чтобы президент "мог оставаться на своем посту столько, сколько он сам того пожелает". В статье предлагалось писать в школах сочинения на тему "За что я люблю Путина", а в саратовских учреждениях культуры развесить репродукции известной картины "Исаев уговаривает Путина остаться на новый срок".
После выхода газеты Александр Ландо усмотрел в публикации факт оскорбления главы государства. Он попросил прокуратуру привлечь редактора издания к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ "оскорбление представителя власти". Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев также считает, что привлечение главного редактора газеты "Саратовский репортер" Сергея Михайлова к уголовной ответственности неправомерно: "Это была иллюстрация к юмористическому материалу, и она не несет в себе оскорбительного начала. Привлечение редактора к ответственности в данном случае – это нарушение свободы слова".
Между тем стало известно, что правоохранители сами начали проверку крамольной картинки за три дня до обращения Ландо. Михайлов был вызван к следователю, где два часа отвечал на его вопросы. После этого он направил Владимиру Путину письмо, в котором решил лично объяснить, что представил главу государства именно в образе "известного советского разведчика", а не офицера гестапо, и тем самым поддержал гаранта в "стремлении неукоснительно следовать существующим конституционным нормам". Михайлов в своем письме также рассказал адресату о размещенных на саратовских улицах биллбордах с лозунгами "Единая Россия – партия Путина" или "План Путина – Единая Россия". "Тем самым граждане как бы ставятся перед фактом появления некой партии "вождистского толка".
Независимые юристы считают, что под статью 319 УК РФ это дело не попадает. "В ней речь идет об оскорблении, то есть унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме. Традиционно под этим термином понимают нецензурные выражения или использование явно неприличных картинок, а нацистская форма с юридической точки зрения неприличной не является. Вот если бы президента изобразили вообще без формы, можно было бы говорить об оскорблении", – объяснил управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко.
В свою очередь, председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов не исключил, что историю с коллажем смогут подвести под закон об экстремизме, который в последнее время часто отрабатывают на журналистах.