19 ноября в Ханое министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф и торговый представитель США Сьюзен Шваб подписали соглашение об условиях, при которых американская сторона дает согласие на вступление России во Всемирную торговую организацию.

На сегодняшний день ВТО объединяет 148 государств, более 90 процентов всей мировой торговли.

Преимуществами членства в ВТО принято считать взаимный недискриминационный доступ на рынки, международные механизмы разрешения торговых споров, создание благоприятного климата для инвестиций.

Как заявил Греф, в заключенном соглашении стороны достигли договоренностей, касающихся 100 секторов услуг. По его словам, в соответствии с этими соглашениями Россия и США взяли на себя определенные обязательства. В частности, Россия должна будет снизить средневзвешенные ставки тарифов по промышленным товарам на три процентных пункта.

"Мы договорились о достаточно существенном снижении пошлин на лекарства, медицинское оборудование, электронику, компьютерную технику", - конкретизирует Греф. Также достигнуты договоренности об условиях постепенной либерализации автомобильного сектора и о постепенном снижении ставок пошлин на авиационную технику. На автомобили ставка пошлины в среднем снизится с 25 до 15 процентов, на самолеты - в среднем с 20 до 10 процентов за семь лет.

Однако если за этот период не произойдет структурная перестройка и модернизация, заключенное соглашение означает, что семь лет – это тот срок, после которого Россия, возможно, окончательно утратит такие отрасли промышленности, как производство лекарств, медицинского оборудования, электронику, автопром и гражданское авиастроение. Не намного лучше перспективы и у сельского хозяйства.

Конечно, ни одна из этих отраслей не является "бюджетообразующей" на федеральном уровне, и с точки зрения макроэкономистов, все в порядке. Однако многие предприятия тракторного и сельхозмашиностроения, мясомолочной промышленности являются основой бюджетов региональных, а порой и основными градообразующими предприятиями.

Коллега Грефа Кудрин со своей стороны не видит опасности для российской финансовой системы в течение ближайших 7 лет в связи со вступлением страны в ВТО: "Семь лет - это тот период, в течение которого наша финансовая система пока будет еще только становиться привлекательной настолько, чтобы вдруг превратиться в предмет соревнования или конкуренции крупнейших мировых банков".

Кудрин также отметил, что "мировые финансовые учреждения будут входить в нашу финансовую систему постепенно".

"Россия долгое время успешно противостояла требованию США разрешить иностранным банкам открывать отделения в России – в какой-то момент это стало даже тормозом для переговоров". В то же время западные "инвесторы говорят, что ограничение на открытие отделений не имеет большого практического смысла, так как многие иностранные банки уже эффективно действуют в России через принадлежащие им местные филиалы".

Россия подтвердила, что и дальше будет разрешать иностранным компаниям владеть 100 процентами российских банков и страховых компаний, не занимающихся страхованием жизни. Она также пообещала поднять потолок совокупного иностранного капитала в банковском секторе с 25 до 50 процентов. В настоящее время доля иностранного капитала составляет около 15 процентов, так что обозначение этого потолка не имеет особого практического смысла, но новое правило дает больше пространства для роста банков, принадлежащих иностранцам.

Швейцарская "Le Temps" утверждает, что "вступление в ВТО должно позволить России наилучшим образом экспортировать свои доходы от продажи нефти. Вступление в ВТО позволит России с большей легкостью экспортировать свои излишки капиталов, полученные от продажи сырья".

Как же объясняют выгоду от вступления в ВТО российские власти? Так, основными преимуществами вступления России в эту организацию Алексей Кудрин видит в том, что "все товары, производимые в нашей стране, могут быть беспрепятственно экспортированы на мировые рынки. Кроме того, любые товары могут быть ввезены на территорию России без каких-либо ограничений". Какие же товары нам будет легче экспортировать на мировые рынки? Ведь российские энергоресурсы – основной предмет нашего экспорта – и другие биржевые товары у нас и так покупают.

Вероятно, речь идет об экспорте продукции черной металлургии, минеральных удобрений, и еще о двух-трех отраслях. Не зря одним из главных лоббистов вступления страны в ВТО является металлургический олигарх Мордашов.

В принципе, само по себе присоединение к ВТО, скорее всего, не принесет экономике страны ни быстрых преимуществ, ни значительного ущерба. Все будет зависеть от наличия (или отсутствия) стратегии долгосрочного развития. Пока таковой не наблюдается...

Так что в 2007 году Россия, скорее всего, все-таки официально станет членом ВТО.

Сегодня это не столько вопрос экономической целесообразности, сколько политического имиджа. Кто же против хорошего имиджа?

Павел Макаров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter